Главная О цивилистике Цивилисты Конференции Новости цивилистики
 

Главная / Статьи / Договоры об организации перевозок грузов

Договоры об организации перевозок грузов

Библиографические данные о статье:
Витрянский В.В. Договоры об организации перевозок грузов // Хозяйство и право. № 3 - М., 2001 С. 41-55.

Автор: Витрянский Василий Владимирович

Источкник: Хозяйство и право. № 3 - М., 2001

1. ПОНЯТИЕ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять грузы в обусловленном объеме. В договоре определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки (ст. 798 ГК РФ).

В советский период развития транспортного законодательства так называемые организационные договоры перевозки грузов имели широкое распространение, хотя их регламентация обеспечивалась в основном ведомственными правилами перевозок грузов. Лишь УАТ РСФСР содержал подробные нормы, регулирующие годовой договор автомобильной перевозки. Вместе с тем главная цель организационных договоров перевозки — годового договора на автомобильном транспорте; долгосрочного или навигационного договора на морском и внутренневодном транспорте; специального на воздушном транспорте — в то время состояла в необходимости конкретизации действий сторон по выполнению планов перевозки грузов. Более того, нередко, например на автомобильном транспорте, заключение организационного договора рассматривалось в качестве одной из стадий планирования грузоперевозочного процесса. В соответствии с УАТ РСФСР (ст. 36) годовые договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом заключались на основании плана перевозок грузов. По этому договору автотранспортное предприятие обязывалось в установленные сроки принимать, а грузоотправитель — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном месте. Причем в соответствии с годовым договором и в пределах квартального плана автотранспортное предприятие по согласованию с грузоотправителем за 10 дней до начала квартала утверждало месячные планы и определяло декадные плановые задания на перевозку грузов на первый месяц квартала. Декадные плановые задания на второй и третий месяц квартала устанавливались в таком же порядке за 10 дней до наступления соответствующего месяца.

В современных условиях, когда отсутствует централизованное планирование перевозок грузов, а договоры об организации перевозок приобрели значение нормальных гражданско-правовых договоров, призванных обеспечить регулирование отношений, связанных с организацией систематических перевозок грузов на долгосрочной основе, несмотря на повышение уровня их регулирования, наблюдается недооценка правового значения договоров об организации перевозок. Данный тезис несложно проиллюстрировать положениями современного транспортного законодательства, а также нынешней гражданско-правовой доктрины.

--41--

В Транспортном уставе железных дорог РФ имеется лишь одна статья, специально посвященная договорам об организации перевозок грузов. Согласно ст. 17 ТУЖД железные дороги и грузоотправители при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. В них определяются объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные условия перевозок. В соответствии с договорами железные дороги берут обязательство в установленные сроки принимать грузы в обусловленном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозки.

Комментируя данное законоположение, А. А. Годовиков и В. А. Егиазаров отмечают, что основная цель указанных договоров на железнодорожном транспорте — «урегулировать в ходе исполнения перевозочного процесса такие взаимоотношения сторон, которые не получили достаточного нормативного разрешения, а также способствовали бы выполнению перевозочного процесса на данный период». По их мнению, в договоре об организации перевозок стороны могут урегулировать те условия, которые в соответствии с ТУЖД разрешено устанавливать по соглашению сторон, в частности можно «решать вопросы, связанные с: изменением пункта внесения платежей по перевозке, сроков доставки грузов; участием представителя железной дороги в выдаче груза; освещением грузополучателя в порядке предварительной информации о подходе в его адрес грузов; промывкой вагонов»[1]. Иными словами, договору об организации перевозок отводится роль соглашения о дополнительных услугах, оказываемых грузоотправителю (грузополучателю) железной дорогой, которые подлежат оплате по договорному тарифу.

Видимо, здесь дело в том, что на железнодорожном транспорте основные условия перевозок грузов, составляющие предмет договора об организации перевозок: объемы предъявляемых грузов, количество подаваемых транспортных средств, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные — либо жестко и непосредственно регламентируются законодательством, либо являются предметом других традиционных договоров: на эксплуатацию подъездных путей и на подачу и уборку вагонов, которые по своему содержанию могут быть квалифицированы как разновидности договора об организации перевозок.

На морском транспорте перевозчик и грузовладелец при осуществлении систематических морских перевозок грузов также могут заключать долгосрочные договоры об организации морских перевозок (ст. 118 КТМ). Однако эти договоры регулируются лишь с точки зрения их соотношения с договорами морской перевозки груза. В частности, КТМ (ст. 118) предусмотрено, что при заключении долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов перевозка конкретной партии груза осуществляется в соответствии с договором морской перевозки груза, заключенным на основе такого долгосрочного договора. При этом условия перевозок грузов, согласованные в долгосрочном договоре об организации морских перевозок грузов, считаются включенными в договор морской перевозки грузов, если стороны не достигли соглашения об ином. Когда условия договора морской перевозки груза противоречат условиям долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов, применяются условия договора морской перевозки груза. Условия долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов, не включенные в коносамент, не являются обязательными для третьего лица (за исключением фрахтователя).

Таким образом, на морском транспорте заключение долгосрочного договора об организации перевозок грузов вовсе не означает, что морские перевозки конкретных партий грузов будут осуществляться на условиях долгосрочного договора. Более того, стороны вольны применительно к перевозке конкретных грузов устанавливать условия, отличные от тех, по которым ранее было достигнуто соглашение при заключении долгосрочного

--42--

договора об организации перевозок грузов. Иными словами, долгосрочный договор об организации морских перевозок не носит для его сторон обязательного характера, а следовательно, утрачивает признаки гражданско-правового договора и носит характер протокола о намерениях.

Данное обстоятельство находит лишнее подтверждение в комментарии А. Г. Калпина к соответствующим законоположениям: «При всей значимости долгосрочного договора конкретная перевозка осуществляется в соответствии с условиями разового договора перевозки груза. Содержащееся в п. 1 ст. 118 КТМ указание о заключении последнего на основе долгосрочного договора нужно понимать только в том смысле, что условия долгосрочного договора принимаются во внимание, если не противоречат договору перевозки (п. 2 ст. 118 КТМ). При таком противоречии предпочтение должно быть отдано условиям договора морской перевозки груза»[2].

В тексте Воздушного кодекса РФ вообще не нашлось места для норм, регулирующих договор об организации воздушных перевозок. Видимо, законодатель уповал на то, что все вопросы, которые могли бы послужить предметом соглашения сторон по такому договору, должны решаться на основе ведомственных правил воздушных перевозок, а также односторонних указаний уполномоченных государственных органов, либо вовсе не рассчитывал, что воздушные перевозки могут осуществляться систематически на условиях долгосрочных договоров об организации перевозок. Во всяком случае применительно к реальным российским условиям, когда во многие регионы грузы могут завозиться исключительно с помощью авиационного транспорта, подобная позиция законодателя вызывает недоумение.

Такое отношение законодателя к договору об организации перевозок грузов, наверное, объясняется тем, что транспортные министерства и ведомства, разрабатывавшие проекты соответствующих транспортных уставов и кодексов, стремились не допустить расширения сферы взаимоотношений грузовладельцев и перевозчиков, регулируемых на основе соглашений сторон, обеспечивая тем самым благоприятные условия для ведомственного нормотворчества, которое ориентируется, прежде всего, на защиту интересов транспортных организаций. Подобный подход не соответствует общему направлению регулирования перевозок, выраженному в п. 2 ст. 784 ГК РФ, согласно которому условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Говоря о значении и сфере применения договоров об организации перевозок, необходимо отметить, что данные договорные модели — оптимальная форма регулирования взаимоотношений между перевозчиком и грузовладельцем (грузоотправителем, грузополучателем), осуществляемых на долгосрочной основе. Ведь в договорах об организации перевозок могут детально и подробно регламентироваться порядок подачи заявки (заказа) на выделение транспортных средств; минимальные и максимальные объемы грузов, предъявляемых к перевозке ежемесячно (подекадно, ежесуточно); графики подачи транспортных средств, их типы (модели) и грузоподъемность; порядок погрузки (выгрузки); требования, предъявляемые к таре и упаковке представляемых грузов; порядок взвешивания отправляемых (прибывающих) грузов; сроки уведомления грузовладельца о прибытии или о подходе грузов, прибывающих в его адрес; виды механизмов, используемых при погрузочно-разгрузочных работах и другие условия. Только в долгосрочных договорах об организации перевозок можно в полной мере учесть специфические особенности перевозимых грузов. В связи с этим можно согласиться с А. Г. Калпиным, который указывает: «Придя в долгосрочном договоре к соглашению по поводу специфических условий перевозки, стороны на весь период действия этого договора освобождаются от необ-

--43--

ходимости вновь договариваться об этих условиях при заключении разовых договоров на каждую конкретную отправку груза. Тем самым долгосрочный договор способствует достижению устойчивости в отношениях контрагентов, устраняет ненужные споры между ними при заключении и исполнении разовых договоров... перевозки»[3].

В некоторых случаях было бы целесообразно предусмотреть обязательное заключение договоров об организации перевозок как для грузовладельца, так и для перевозчика. Например, на мой взгляд, именно так должна решаться проблема завоза продукции, товаров и продовольствия в районы Крайнего Севера.

В настоящее время для производства и поставки соответствующих товаров используется механизм государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Указанные товары должны доставляться в районы Крайнего Севера в соответствии с жестким графиком, учитывающим ограниченные условия навигационного периода. Для этого и необходимы обязательные договоры по организации перевозок грузов в районы Крайнего Севера, соблюдение которых должно быть обеспечено значительными санкциями за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

В остальных случаях, когда договоры об организации перевозок заключаются в добровольном порядке, широкому внедрению указанных договорных моделей в практику взаимоотношений грузовладельцев и перевозчиков способствовала бы подготовка текстов различных примерных договоров об организации перевозок грузов, которые могли (после одобрения соответствующими транспортными министерствами и ведомствами) быть рекомендованы к использованию грузовладельцами и перевозчиками. Это значительно облегчило бы заключение конкретных договоров об организации перевозок и сделало их более привлекательными для участников имущественного оборота.

2. ДОГОВОРЫ ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕЗДНЫХ ПУТЕЙ И ПОДАЧЕ И УБОРКЕ ВАГОНОВ

На железнодорожном транспорте одной из разновидностей договоров об организации перевозок могут быть признаны договоры об эксплуатации подъездных путей и о подаче и уборке вагонов. Правда, в современной юридической литературе, как и прежде в советский период, эти договоры принято считать некими иными видами договоров на транспорте, «тесно связанными с процессами транспортировки грузов», но не относящимися к договорам перевозки[4].

Представляется, однако, что договоры, определяющие объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок, к которым, безусловно, относятся договоры об эксплуатации железнодорожных подъездных путей и о подаче и уборке вагонов, полностью охватываются содержанием договора об организации перевозок (ст. 798 ГК РФ).

Железнодорожные подъездные пути

Транспортное законодательство различает железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные подъездные пути.

К первым (железнодорожные пути общего пользования) относятся железнодорожные линии, на которых расположены железнодорожные станции, открытые для выполнения соответствующих операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов,

--44--

грузобагажа и багажа и обслуживанию пассажиров, производству маневровой работы (ст. 2 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте»).

Ко вторым (железнодорожные подъездные пути) причисляют железнодорожные пути, которые примыкают к железнодорожным путям общего пользования и предназначены для обслуживания определенных грузоотправителей и грузополучателей (п. 1.1 Правил обслуживания железнодорожных подъездных путей, утвержденных приказом МПС России от 25 мая 2000 года № 5Ц)[5].

Железнодорожные подъездные пути могут принадлежать железным дорогам (как субъектам хозяйственного ведения с сохранением федеральной собственности) или физическим либо юридическим лицам, признаваемым в этом случае владельцами железно-дорожного подъездного пути, к которым приравниваются также физические и юридические лица, арендующие подъездные пути у железных дорог.

Организации и физические лица, не имеющие принадлежащих им или арендуемых ими у железных дорог подъездных путей, но использующие чужие государственные или частные подъездные пути, признаются их пользователями.

Всякий железнодорожный подъездной путь примыкает к железнодорожным путям общего пользования. Граница железнодорожного подъездного пути в месте примыкания к путям общего пользования обозначается особым знаком, место установки которого определяется железной дорогой.

Строительство и реконструкция железнодорожных подъездных путей, а также устройств, предназначенных для погрузки, выгрузки и очистки вагонов и контейнеров, осуществляются по согласованию с соответствующей железной дорогой, а при перевозках грузов, объем которых составляет 5 и более миллионов тонн в год, — по согласованию с министерством путей сообщения. Для строительства новых железнодорожных подъездных путей требуется также согласование с органами местного самоуправления. Открытие для постоянной эксплуатации построенного железнодорожного подъездного пути допускается после принятия его в эксплуатацию специальной комиссией, в состав которой должен входить представитель железной дороги. Кроме того, железной дорогой по согласованию с владельцем подъездного пути должен быть определен порядок его обслуживания (ст. 53, 54 ТУЖД).

После окончания строительства и приема в эксплуатацию на каждый подъездной путь его владельцем совместно с железной дорогой составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном подъездном пути. Инструкция подписывается начальником железнодорожной станции, владельцем подъездного пути и утверждается начальником железной дороги. Основная цель такой инструкции — обеспечение безопасности движения поездов. Поэтому ее содержание составляют сведения о весовой норме и длине составов (поездов), допускаемых к обращению на подъездном пути, максимально допустимой скорости движения, типе локомотива, о порядке выполнения маневровых работ, положении стрелочных переводов, наличии и расположении сигналов, о нормах закрепления вагонов и т. п.

Каждый железнодорожный подъездной путь должен быть обеспечен определенной технической документацией, в состав которой входят: технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи искусственных сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, искусственных сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок, промышленных станций, горок, полугорок, вытяжных путей, устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи, используемых при поездной и маневровой работе, и других обустройств и механизмов. Указанная документация предъявляется железной дороге по ее требованию при принятии подъездного пути в эксплуатацию. При появлении на подъездном пути новых объектов или их закрытии владелец подъездного пути

--45--

должен внести в технический паспорт соответствующие изменения и передать исправленный экземпляр железной дороге, которая вносит изменения в техническо-распорядительный акт станции примыкания и составляет ведомость железнодорожного подъездного пути.

Представитель соответствующего органа железнодорожного транспорта совместно с представителем организации, осуществляющей операции по погрузке, выгрузке грузов на железнодорожном подъездном пути, вправе проверять соблюдение правил безопасности движения, сохранность железнодорожного подвижного состава на подъездном пути и соблюдение требований выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов из вагонов, контейнеров, принадлежащих организации железнодорожного транспорта.

При обнаружении на подъездном пути неисправностей, угрожающих безопасности движения, сохранности подвижного состава или перевозимых грузов и контейнеров, составляется акт, на основании которого начальник железнодорожной станции или ревизор по безопасности движения вправе запретить подачу подвижного состава на подъездной путь до устранения неисправностей. При этом все негативные имущественные последствия возлагаются на владельца железнодорожного подъездного пути.

Заключение договоров

Обслуживание железнодорожных подъездных путей осуществляется на основе договора об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или договора о подаче и уборке вагонов[6].

Отношения между железной дорогой и владельцем железнодорожного подъездного пути регулируются договором об эксплуатации железнодорожного подъездного пути, который, в свою очередь, может быть разделен на два вида: договор об эксплуатации подъездного пути при обслуживании его локомотивом ветвевладельца и договор об эксплуатации подъездного пути при обслуживании его локомотивом железной дороги.

Подача, уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей (грузополучателей), не являющихся владельцами подъездных путей, но имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных подъездных путях, принадлежащих железной дороге (так называемые пользователи), регламентируются договором о подаче и уборке вагонов. Данным договором могут также регулироваться отношения, складывающиеся между железной дорогой и организациями, которые в пределах железнодорожного пути, принадлежащего не железной дороге, а иному владельцу, имеют свои склады либо примыкающие к указанному подъездному пути свои железнодорожные подъездные пути[7], при условии, что подъездной путь, непосредственно примыкающий к железнодорожным путям общего пользования, обслуживается локомотивом железной дороги. Если же этот подъездной путь обслуживается локомотивом его владельца, то подача и уборка вагонов осуществляется по договору, заключаемому между владельцем указанного подъездного пути и контрагентом без участия железной дороги.

В соответствии со ст. 61 ТУЖД как договоры об эксплуатации железнодорожного подъездного пути, так и договоры о подаче и уборке вагонов разрабатываются с учетом технологии работы железнодорожной станции, к которой примыкает данный подъездной

--46--

путь, и технологии работы самого железнодорожного подъездного пути, а в некоторых случаях — с учетом единых технологических процессов. Необходимость разработки единого технологического процесса работы железнодорожного подъездного пути и станции примыкания определяется по усмотрению железной дороги и владельца подъездного пути. В Правилах обслуживания железнодорожных подъездных путей подчеркивается, что при разработке такого единого технологического процесса могут быть использованы методические рекомендации по разработке единых технологических процессов работы железнодорожных подъездных путей и железнодорожных станций примыкания, утверждаемые МПС (п. 2.2).

Ранее в условиях действия УЖД 1964 года указанный документ — единый технологический процесс работы подъездного пути и станции примыкания (ЕТП) — имел совершенно иной правовой режим. В случаях, предусмотренных УЖД и Правилами эксплуатации железнодорожных подъездных путей, для подъездных путей, обслуживаемых собственными локомотивами ветвевладельцев, разработка ЕТП была обязательной. При наличии разногласий по ЕТП окончательное решение принимал лично министр путей сообщения. А практика государственных арбитражей исходила из того, что споры, возникающие при заключении договоров на эксплуатацию подъездного пути по условиям, определенным в ЕТП, государственные арбитражи принимали к рассмотрению, но решения по спорным вопросам должны были выноситься в полном соответствии с ЕТП[8]. К сожалению, и в современной юридической литературе можно встретить прежние оценки единого технологического процесса работы подъездного пути и станции примыкания как обязательного документа и суждения о недопустимости каких-либо разногласий по ЕТП с транспортным ведомством[9].

В соответствии со ст. 67 ТУЖД договоры об эксплуатации железнодорожного подъ-ездного пути и договоры о подаче и уборке вагонов заключаются на пятилетний срок.

Не позднее чем за три месяца до истечения срока действия прежнего договора желез-ная дорога совместно с владельцем железнодорожного подъездного пути (а в соответст-вующих случаях — с пользователем) должна приступить к разработке проекта нового договора. В этих целях владелец железнодорожного подъездного пути представляет железной дороге документы, подтверждающие его право на подъездной путь, а начальник железной дороги назначает уполномоченного представителя для разработки договора.

При подготовке проектов договоров об эксплуатации подъездного пути или договоров о подаче и уборке вагонов учитываются данные, содержащиеся в имеющейся документации: техническом паспорте железнодорожного подъездного пути, плане железнодорожного подъездного пути, его продольного профиля и чертежах искусственных сооружений.

Как и прежде, перед заключением договора железная дорога совместно с владельцем (пользователем) подъездного пути производит обследование железнодорожного подъездного пути и его технической оснащенности. По результатам осмотра составляется акт обследования железнодорожного подъездного пути, который подписывается начальником станции, инспектором по подъездным путям, а также владельцем (пользователем) подъездного пути. В случае несогласия с данными, внесенными в акт обследования, владелец (пользователь) подъездного пути должен, тем не менее, его подписать и изложить свое мотивированное мнение. Акт составляется в трех экземплярах: один остается у владельца (пользователя) подъездного пути, другой хранится в делах железнодорожной станции, а третий передается в управление железной дороги. По требованию железной дороги к предназначенным для нее экземплярам акта обследования владелец (пользова-

--47--

тель) подъездного пути должен приложить план железнодорожного подъездного пути с обозначением мест погрузки и выгрузки и с указанием специализации железнодорожных путей и складских помещений.

Порядок заключения договора об эксплуатации подъездного пути или о подаче и уборке вагонов следующий. Проект договора разрабатывается отделением железной дороги, а при его отсутствии — службой грузовой и коммерческой работы железной дороги и подписывается начальником железной дороги или по его поручению начальни-ком станции (с указанием даты и номера документа, содержащего такое поручение).

Железная дорога направляет два экземпляра подписанного ею проекта договора владельцу (пользователю) железнодорожного подъездного пути, который должен их подписать и один экземпляр возвратить железной дороге в месячный срок с момента его получения.

Если у владельца (пользователя) железнодорожного подъездного пути возникнут возражения по отдельным условиям, содержащимся в проекте договора, он подписывает его с оговоркой о наличии противоречий, составляет протокол разногласий и направляет его (в двух экземплярах) железной дороге, которая должна рассмотреть протокол разногласий в течение месяца со дня получения. О дате рассмотрения разногласий железная дорога обязана заблаговременно известить владельца (пользователя) железнодорожного подъездного пути. Разногласия по договорам об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или о подаче и уборке вагонов рассматриваются начальником железной дороги и владельцем (пользователем) железнодорожного подъездного пути.

В соответствии со ст. 67 ТУЖД при недостижении согласия между указанными лицами по поводу разногласий, возникших при заключении данных договоров, «споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации», а до разрешения спорных вопросов все отношения регулируются ранее заключенными договорами.

Правила обслуживания железнодорожных подъездных путей, утвержденные приказом Министерства путей сообщения РФ от 25 мая 2000 года № 15Ц, устанавливают еще одно последствие нарушения порядка заключения договоров об эксплуатации подъездного пути или о подаче и уборке вагонов, а именно: «В случае невозврата одной из сторон подписанного проекта договора в месячный срок заключение договора в обязательном порядке осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации» (п. 2.13).

В практике арбитражных судов содержащееся в ст. 67 ТУЖД правило о том, что споры по разногласиям, возникшим при заключении договоров об эксплуатации подъездно-го пути или о подаче и уборке вагонов (при недостижении согласия между сторонами) рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, трактуется как возможность обеих сторон передать указанные разногласия на рассмотрение арбитражного суда. Такая позиция основана на том, что указанные договоры относятся к тем гражданско-правовым договорам, заключение которых является обязательным, причем для обеих сторон.

Иллюстрацией к сказанному может служить, в частности, одно из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащееся в постановлении от 12 ноября 1998 года № 18 «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации»[10].

Существо разъяснения заключается в следующем. В Транспортном уставе предусмотрено, что, если организации располагают железнодорожными подъездными путями или грузоотправители и грузополучатели имеют склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных подъездных путях, принадлежащих железной дороге, железная дорога и владелец железнодорожного подъездного пути либо грузоотправитель (грузополучатель) заключают договор, связанный с эксплуатацией железнодорожного

--48--

подъездного пути или с подачей и уборкой вагонов. Заключение таких договоров обязательно как для железной дороги, так и для владельца подъездного пути, грузоотправителя (грузополучателя). Поэтому при неосновательном уклонении одной из сторон от подписания этих договоров вторая сторона вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об обязании заключить договор. Арбитражные суды принимают заявления к рассмотрению на общих основаниях.

Арбитражным судам следует принимать к производству и заявления о рассмотрении разногласий по таким договорам без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда, если начальник железной дороги и владелец железнодорожного подъездного пути не пришли к соглашению по имеющимся между ними спорам.

Арбитражные суды должны иметь в виду, что Транспортный устав не предоставляет начальнику отделения железной дороги право подписывать ни договор, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути, ни договор, связанный с подачей и уборкой вагонов. Такие договоры, как указано в ст. 67 Транспортного устава, со стороны железной дороги подписываются начальником железной дороги (лицом, исполняющим его обязанности) или по его поручению начальником железнодорожной станции и владельцем железнодорожного подъездного пути (по его поручению обслуживающей его организацией).

В случае спора между железной дорогой и ветвевладельцем по договору, подписанному начальником железнодорожной станции, железная дорога должна представить арбитражному суду поручение на подписание договора начальником железнодорожной станции.

Если после принятия к производству заявления об обязании ветвевладельца заключить договор, связанный с эксплуатацией подъездного пути или с подачей и уборкой вагонов, у арбитражного суда возникнут сомнения в наличии у начальника железнодорожной станции поручения подписать договор, ему предлагается представить соответствующие доказательства наличия такого поручения.

Арбитражный суд возвращает без рассмотрения заявление о рассмотрении разногласий, если истцом не представлены доказательства соблюдения установленного абзацем четвертым ст. 67 Транспортного устава доарбитражного порядка разрешения разногласий непосредственно начальником железной дороги и владельцем железнодорожного подъездного пути.

Аналогичным образом арбитражным судам предлагается рассматривать споры, возникающие между контрагентом, владельцем подъездного пути и железной дорогой. Согласно п. 16 постановления Пленума арбитражному суду следует исходить из того, что заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном подъездном пути ветвевладельца свои склады и погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным подъездным путям ветвевладельца свои железнодорожные подъездные пути, является обязанностью как этих сторон, так и железной дороги, если организация железнодорожного транспорта обслуживает подъездной путь ветвевладельца своим локомотивом (ст. 63 Транспортного устава).

Контрагент может быть освобожден от обязанности заключить договор в случае, когда представит доказательства, свидетельствующие о том, что он не осуществляет и не будет выполнять работы, связанные с погрузкой и выгрузкой грузов в свои склады на подъездных путях и перевозкой их по железной дороге.

Представляется, однако, что приведенные разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ нуждаются в некотором уточнении.

Как известно, провозглашенный в Гражданском кодексе РФ принцип свободы договора выражается, в частности, в том, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить его предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (п. 1 ст. 421 ГК РФ).

--49--

В действующей редакции Транспортного устава железных дорог отсутствуют какиелибо нормы, допускающие понуждение к заключению договора об эксплуатации подъездного пути или о подаче и уборке вагонов; напротив, на случай недостижения сторонами соглашения по разногласиям, возникшим при заключении указанных договоров, имеется указание на то, что соответствующие споры рассматриваются в порядке, преду-смотренном законодательством.

Вместе с тем в отношении железной дороги может быть сделан вывод о том, что она обязана заключить договор об эксплуатации подъездного пути или о подаче и уборке вагонов. Такой вывод следует из анализа природы указанных договоров, которые могут быть квалифицированы как публичные договоры (ст. 426 ГК РФ). Действительно, оказание услуг по обслуживанию подъездного пути или подаче и уборке вагонов железная дорога по характеру своей деятельности обязана осуществлять в отношении каждого, кто имеет свой железнодорожный путь, примыкающий к железнодорожным путям общего пользования, или прирельсовые участки и складские площади на подъездном пути. В этом смысле железная дорога как субъект публичного договора при наличии возможности предоставить услуги по обеспечению эксплуатации подъездного пути или подаче и уборке вагонов не вправе уклоняться от заключения соответствующих договоров. В противном случае к ней в соответствии с п. 3 ст. 426 ГК РФ могут быть применены последствия, предусмотренные п. 4 ст. 445, а именно: владелец (пользователь) подъездного пути вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении заключить договор. Кроме того, при необоснованном уклонении от заключения договора железная дорога должна возместить владельцу (пользователю) железнодорожного подъездного пути причиненные этим убытки.

Что касается порядка рассмотрения разногласий, возникших при заключении договора об эксплуатации подъездного пути или о подаче и уборке вагонов (при недостижении сторонами соглашения), то указанный порядок в силу отсутствия специальных правил в ТУЖД должен подчиняться нормам, содержащимся в ст. 445 (п. 2) ГК РФ, регулирующей заключение договора в обязательном порядке. Согласно этим нормам в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора об эксплуатации подъездного пути или о подаче и уборке вагонов разрабатывается отделением железной дороги и направляется владельцу (пользователю) подъездного пути), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, то есть владелец (пользователь) подъездного пути, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Таким образом, владелец или пользователь железнодорожного подъездного пути (и только он!) вправе обратиться в арбитражный суд с требованием к железной дороге о понуждении к заключению договора об эксплуатации подъездного пути или договора о подаче и уборке вагонов, а также передать на рассмотрение арбитражного суда разногласия, возникшие при заключении указанных договоров.

Сам же владелец (пользователь) подъездного пути, на мой взгляд, не является стороной, обязанной заключить договор об эксплуатации подъездного пути или о подаче и уборке вагонов. В действующем законодательстве, включая транспортное, отсутствуют нормы, допускающие понуждение владельца (пользователя) железнодорожного подъездного пути к заключению указанных договоров со стороны железной дороги. Поэтому железная дорога может передать разногласия, возникшие при заключении договоров об эксплуатации подъездного пути или о подаче и уборке вагонов, на рассмотрение арбитражного суда лишь в общем порядке, предусмотренном ст. 446 ГК РФ (при наличии соответствующего соглашения сторон).

--50--

При этом следует учитывать, что в качестве аналога такого соглашения судебно-арбитражная практика рассматривает ситуации, когда в проекте договора имелось условие о передаче споров, связанных с его заключением, на разрешение арбитражного суда, не оговоренное владельцем (пользователем) подъездного пути в протоколе разногласий, а также когда последний, представив в арбитражный суд отзыв по существу иска железной дороги, не возразил против рассмотрения соответствующих разногласий арбитражным судом.

Что касается содержащегося в Правилах обслуживания железнодорожных подъездных путей (п. 2.13) положения, когда в случае невозврата одной из сторон подписанного проекта договора в месячный срок его заключение в обязательном порядке осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, то в юридической литературе оно нередко истолковывается в том смысле, что договор в этом случае автоматически вступает в силу в редакции контрагента просрочившей стороны.

Так, по мнению В. А. Егиазарова, если подписанный железной дорогой «проект договора не будет своевременно... возвращен владельцем железнодорожного подъездного пути организации железнодорожного транспорта, то договор вступает в силу в редакции организации железнодорожного транспорта», а в тех случаях, когда организация железнодорожного транспорта, получив протокол разногласий, не назначит в установленный срок дату рассмотрения разногласий либо после их рассмотрения не передаст на разрешение арбитражного суда неурегулированные разногласия, «договор вступает в силу в редакции владельца подъездного пути»[11].

Данные выводы основаны на положениях ранее действовавшего транспортного законодательства и прежней практике государственных арбитражей и арбитражных судов по его применению. Аналогичные выводы о последствиях нарушения установленных сроков для рассмотрения проекта договора об эксплуатации подъездного пути или о подаче и уборке вагонов, а также разногласий, возникших при их заключении, можно обнаружить в инструктивных указаниях Государственного арбитража СССР от 31 мая 1976 года № И-1-14 «О практике разрешения споров, возникающих при заключении и исполнении договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и на подачу и уборку вагонов». Согласно п. 6 данных инструктивных указаний «при нарушении сроков возврата дороге подписанного проекта договора, назначения дорогой даты рассмотрения разногласий, сроков передачи разногласий на рассмотрение арбитража, а также при неявке представителя предприятия для рассмотрения разногласий договор вступает в силу в редакции железной дороги или предприятия в зависимости от того, кем было допущено нарушение»[12].

Необходимо отметить, что Правила эксплуатации железнодорожных подъездных путей, в отношении которых Госарбитражем СССР были даны разъяснения, формально действовали вплоть до принятия министерством путей сообщения новых Правил обслуживания железнодорожных подъездных путей (25 мая 2000 года).

Однако соответствующие положения Правил и инструктивных указаний Госарбитража СССР об автоматическом действии договоров об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или о подаче и уборке вагонов в зависимости от того, какая сторона допустила нарушение установленных сроков, в редакции ее контрагента утратили силу с 1 января 1995 года, когда была введена в действие часть первая Гражданского кодекса РФ. Об этом свидетельствуют положения Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»: порядок заключения договоров, установленный главой 28 Кодекса, применяется к договорам, предложения заключить которые направлены после 1 января 1995 года (ст. 12); впредь до приведения зако-

--51--

нов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью первой ГК РФ, они применяются постольку, поскольку не противоречат части первой Гражданского кодекса РФ (ст. 4).

Рассматриваемые положения Правил эксплуатации железнодорожных подъездных путей об автоматическом вступлении в силу договоров об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или о подаче и уборке вагонов в редакции железной дороги или владельца подъездного пути в зависимости от того, кем допущена просрочка в рассмотрении проекта договора или разногласий, возникших при его заключении, безусловно, еще до обновления транспортного законодательства противоречили главе 28 ГК РФ (как ее общим нормам о заключении договора, так и специальным правилам, регламентирующим заключение договора в обязательном порядке). В связи с этим указанные положения и соответствующие разъяснения Госарбитража СССР не подлежали применению начиная с 1 января 1995 года.

Содержание договора

Основная цель договоров об эксплуатации подъездного пути или о подаче и уборке вагонов состоит в урегулировании взаимоотношений, складывающихся между железной дорогой и владельцем (пользователем) железнодорожного подъездного пути по поводу эксплуатации принадлежащего владельцу подъездного пути либо принадлежащих пользователю складских площадей, расположенных в пределах соответствующего железнодорожного подъездного пути или своего подъездного пути, который не имеет непосредственного выхода на железнодорожные пути общего пользования. Эксплуатация подъездного пути и находящихся в его пределах складских площадей заключается в осуществлении операций по отправлению и получению грузов и связанных с ними погрузочно-разгрузочных работ. Поэтому основное содержание договоров об эксплуатации железно-дорожного подъездного пути и о подаче и уборке вагонов выражается в его условиях, регулирующих порядок подачи вагонов и иных транспортных средств под погрузку и выгрузку и их уборки с подъездного пути, а также условиях, позволяющих определить время нахождения поданных вагонов и иных транспортных средств у владельца (пользователя) подъездного пути. Последнее обстоятельство имеет определяющее значение для осуществления расчетов за пользование вагонами и иными транспортными средствами.

Порядок подачи и уборки вагонов и иных транспортных средств зависит от того, чьим локомотивом осуществляется обслуживание подъездного пути. При обслуживании железнодорожного пути локомотивом владельца (пользователя) этого пути вагоны подаются локомотивом железной дороги на установленные договором выставочные железнодорожные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, осуществление маневровых работ, расстановка вагонов на местах погрузки и выгрузки, а также их возврат на выставочные пути для передачи железной дороге обеспечиваются локомотивом владельца (пользователя) подъездного пути. Следовательно, применительно к данному случаю в договоре определяется порядок подачи (уборки) вагонов на выставочные пути.

При обслуживании железнодорожного подъездного пути локомотивом железной дороги вагоны подаются (убираются) железной дорогой непосредственно на железнодорожный подъездной путь к местам их погрузки и выгрузки. Поэтому в данном случае договором регламентируется порядок приема и сдачи вагонов, поданных железной дорогой, на местах их погрузки и выгрузки. При этом под местом погрузки и выгрузки понимается та часть железнодорожного подъездного пути, которая непосредственно примыкает к крытым и открытым складам и предназначена для осуществления погрузочно-разгрузочных работ.

В договоре об эксплуатации подъездного пути, обслуживаемого локомотивом железной дороги, а также в договоре о подаче и уборке вагонов должно быть определено (на основе технической документации на подъездной путь и акта обследования железнодо-рожного пути) максимальное количество одновременно подаваемых вагонов на места

--52--

погрузки, выгрузки, которое рассчитывается исходя из полезной длины складского, погрузочно-разгрузочного подъездного пути.

По ранее действовавшему законодательству для обозначения максимального количества одновременно подаваемых вагонов использовался термин «фронт погрузки-выгрузки», размер которого определялся раздельно применительно к немеханизированному и механизированному способам погрузки-выгрузки. В первом случае размер фронта погрузки-выгрузки составлял количество вагонов, устанавливаемых по полезной длине складского (погрузочно-разгрузочного) пути, которая может быть использована для одновременной погрузки или выгрузки однородных грузов. Во втором случае (при механизированном способе работ) размер фронта погрузки и выгрузки определялся исходя из количества и перерабатывающей способности механизмов. А в тех случаях, когда вместимость путей позволяла производить подачу вагонов в количестве, превышающем вместимость механизированного фронта погрузки или выгрузки грузов, в договоре дополнительно устанавливался размер одновременно подаваемой партии вагонов[13].

Использование в транспортном законодательстве различных критериев для определения размера фронта погрузки-выгрузки порождало при заключении договоров на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов трудноразрешимые проблемы. Например, в инструктивных указаниях Госарбитража СССР от 31 мая 1976 года № И-1-14 (п. 21) государственным арбитражам разъяснялось, что, если на подъездном пути грузовые операции производятся как механизированным, так и немеханизированным способом, фронт погрузки и выгрузки должен устанавливаться отдельно на немеханизированную погрузку-выгрузку. При этом предлагалось учитывать, что при введении на подъездном пути средств механизации, которые не обеспечивали в ранее установленные сроки обработку такого количества вагонов, как при немеханизированном способе, в договоре должен устанавливаться фронт погрузки-выгрузки механизированным спосо-бом по количеству механизмов. В остальной части государственные арбитражи должны были определять фронт погрузки и выгрузки немеханизированным способом в таком размере, чтобы общее количество вагонов, обрабатываемых механизированным и немеханизированным способом, могло быть погружено-выгружено в сроки, установленные до введения механизации[14].

Однако вернемся к действующему сегодня транспортному законодательству. Условие о максимальном количестве подаваемых вагонов должно устанавливаться также и в договоре об эксплуатации железнодорожного подъездного пути, обслуживаемого локомотивом его владельца (пользователя), которое в этом случае определяется исходя из полезной длины выставочного железнодорожного пути.

Подача и уборка вагонов на железнодорожный подъездной путь и возврат вагонов с подъездного пути могут производиться по уведомлению, по расписанию или через установленные интервалы времени. В последнем случае расчет интервала времени, через который осуществляется подача и уборка вагонов, должен вестись в зависимости от технологии производства, технической оснащенности и технологии работы железнодорожного подъездного пути и станции примыкания. В качестве основных элементов, влияющих на определение величины интервала времени, признаются: время, необходимое на выполнение приемосдаточных операций, на подачу (уборку) вагонов на железнодорожный подъездной путь, на операции по погрузке, выгрузке и перестановке вагонов.

При подаче и уборке вагонов по уведомлению о времени подачи вагонов железнодорожная станция обязана уведомить владельца (пользователя) подъездного пути не позд-нее чем за два часа до фактической подачи вагонов. Передача уведомлений о времени подачи вагонов должна производиться круглосуточно по телефону с внесением соответ-

--53--

ствующих записей в книгу уведомлений. Конкретные порядок и сроки передачи уведомлений о времени подачи вагонов утверждаются начальником станции. Владелец (пользователь) подъездного пути обязан назначить своих представителей, ответственных за прием уведомлений, и письменно сообщить начальнику станции их фамилии и номера телефонов.

Передача вагонов на железнодорожный подъездной путь удостоверяется подписями работников сдающей и принимающей сторон в памятке приемосдатчика и в ведомости подачи и уборки вагонов.

Договоры об эксплуатации подъездного пути и о подаче и уборке вагонов должны включать в себя также условия о сроках на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки или выставочных путей, которые устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути. Здесь также возможны три варианта порядка уборки вагонов: при уборке вагонов по уведомлению срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления; при уборке вагонов по расписанию или через установ-ленные интервалы сроком уборки считается время, предусмотренное расписанием или интервалом.

Пользование вагонами, поданными железной дорогой, является возмездным. В соответствии со ст. 44 ТУЖД за время нахождения у грузоотправителей, грузополучателей вагонов либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, последние вносят железным дорогам указанную в тарифном руководстве почасовую плату (плату за пользование вагонами). Ставки платы за пользование вагонами устанавливаются дифференцированно в зависимости от условий подачи вагонов на железнодорожный подъездной путь, уборки вагонов с подъездного пути, вагонооборота и типа вагонов.

В связи с этим наряду с порядком подачи и уборки вагонов существенное значение для договоров об эксплуатации подъездного пути или о подаче и уборке вагонов имеют условия, определяющие срок оборота вагонов, а также порядок учета времени нахождения вагонов на железнодорожном подъездном пути.

В случае обслуживания подъездного пути локомотивом железной дороги время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой у владельца (пользователя) подъездного пути исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту их погрузки или выгрузки до момента получения станцией от грузоотправителей (грузополучателей) уве-домления о готовности вагонов к уборке.

Время нахождения вагонов на железнодорожных подъездных путях, обслуживаемых локомотивом владельца этих путей, исчисляется с момента передачи владельцу железнодорожных подъездных путей вагонов на выставочных путях до момента их возвращения на выставочные пути.

Вместе с тем в случае подачи железной дорогой вагонов владельцу (пользователю) железнодорожного подъездного пути с нарушением порядка, предусмотренного договором, момент, с которого должно исчисляться время нахождения этих вагонов на подъездном пути, может не совпадать с моментом фактической подачи этих вагонов. При подаче вагонов по расписанию в случае их досрочной подачи начальным моментом, с которого исчисляется время нахождения вагонов на подъездном пути, признается срок, предусмотренный расписанием; при подаче вагонов через интервалы времени — истечение соответствующего интервала после последней подачи. При подаче и уборке вагонов по уведомлению исчисление времени нахождения вагонов на подъездном пути начинается не ранее срока, указанного в уведомлении. Если же вагоны поданы железной дорогой без уведомления, они должны засчитываться за грузоотправителем (грузополучателем) по истечении двух часов после их фактической подачи. При подаче вагонов с опозданием против срока, указанного в уведомлении, время нахождения указанных вагонов на подъездном пути исчисляется с момента их фактической подачи. Когда опоздание превышает два часа, железная дорога обязана вновь уведомить грузоотправителя (грузополучателя) о предстоящей подаче вагонов.

--54--

Время нахождения поданных железной дорогой вагонов на железнодорожном подъездном пути осуществляется по ведомостям подачи и уборки вагонов на основании памяток приемосдатчика.

При задержке вагонов на станции в ожидании подачи их на железнодорожный подъездной путь под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) подъездного пути, а также задержке подачи вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца (пользователя) подъездного пути, данные обстоятельства удостоверяются актом общей формы. Такой акт может быть признан доказательством невозможности подачи железной дорогой вагонов в срок, предусмотренный договором. Кроме того, данное обстоятельство при определенных условиях может послужить основанием освобождения железной дороги от ответственности за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов.

В ст. 105 ТУЖД предусмотрено, что железная дорога освобождается от ответственности за неподачу вагонов, контейнеров для выполнения заявки на перевозку грузов, если докажет, что неподача вагонов, контейнеров допущена по вине грузоотправителя. В частности, при доказанности железной дорогой факта задержки грузоотправителем вагонов, контейнеров в связи с их погрузкой, выгрузкой, очисткой и промывкой, из-за чего железная дорога не могла подать ему под погрузку грузов то количество вагонов, контейнеров, которое было задержано грузоотправителем по указанной причине (ст. 107 ТУЖД).

--55--



[1] Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации (постатейный) / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Т. Е. Абовой и проф. В. Б. Ляндреса. — М., 1998, с. 25.

[2] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г. Г. Иванова. — М., 2000, с. 199.

[3] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г. Г. Иванова, с. 199 (автор — А. Г. Калпин).

[4] См., например: Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О. Н. Садиков. — М., 1997, с. 383 (автор раздела — О. Н. Сади-ков); Егиазаров В. А. Транспортное право: Учебное пособие. — М., 1999, с. 144.

[5] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, № 35.

[6] В ТУЖД используются термины «договоры, связанные с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути» и «договоры, связанные с подачей и уборкой вагонов», которые нельзя признать удачными, поскольку они могут быть истолкованы слишком широко, как любые соглашения, относящиеся к эксплуатации подъездного пути и к подаче и уборке вагонов, в том числе и не имеющие от ношения к предмету соответствующих договоров.

[7] Такие лица традиционно именуются в транспортном законодательстве контрагентами. Видимо, здесь имеется в виду их положение по отношению к владельцу подъездного пути, примыкающего к путям общего пользования.

[8] См., например: п. 8 инструктивных указаний Государственного арбитража СССР от 31 мая 1976 года № И-1-14 / Систематизированный сборник инструктивных указаний Государственного арбитража при Совете Министров СССР. — М., 1983, с. 247.

[9] См., например: Комментарий к Транспортному уставу железных дорог.., с. 113.

[10] Вестник ВАС РФ, 1999, № 1, с. 11.

[11] Егиазаров В. А. Указ. соч., с. 148–149.

[12] Систематизированный сборник инструктивных указаний Государственного арбитража при Со
вете Министров СССР.., с. 246.

[13] См.: Правила перевозок грузов. Ч. 1. — М., 1983, с. 175–176.

[14] См.: Систематизированный сборник инструктивных указаний Государственного арбитража при Совете Министров СССР.., с. 251.

 

Добавлено: 2011-10-22

 

Комментарии

Внимание! Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи! Вам необходимо авторизироваться через панель авторизации, которая находится справа. Если Вы еще не зарегистрированы, то, пожалуйста, пройдите регистрацию.

 


Правовая газета Статус

Совершенствование гражданского законодательства



Обновление: 09.07.2015

 

УрО РШЧП