Главная О цивилистике Цивилисты Конференции Новости цивилистики
 

Главная / Статьи / Особенности односторонних сделок

Особенности односторонних сделок

Библиографические данные о статье:
Егоров Ю.П. Особенности односторонних сделок // Закон. № 8 - М.: Известия, 2004. С. 124-126.

Автор: Егоров Юрий Петрович

Источкник: Закон. № 8 - М.: Известия, 2004.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ в гражданском праве сделок как самостоятельной правовой категории предопределило их классификацию на виды. В Гражданском кодексе РФ принято деление сделок в зависимости от числа сторон, действия которых необходимы для их совершения. В связи с этим ст. 154 ГК РФ различает двухсторонние или многосторонние сделки (договоры) и односторонние сделки. Факт признания законодателем односторонних сделок не решает по существу следующей проблемы. Дело в том, что совершение волевого действия субъекта с целью достижения гражданско-правовых последствий еще недостаточно для того, чтобы квалифицировать его в качестве односторонней сделки. Нельзя рассматривать односторонней сделкой любой социально значимый акт поведения, имеющий юридическое значение в гражданском обороте.

Легальная дефиниция сделок гласит, что это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Традиционный подход к понятию сделок по модели юридических фактов затрудняет выяснение их природы как средств активной регламентации общественных отношений. Сделка должна рассматриваться не только с позиций традиционного подхода, но и через способы обеспечения достижения ею гражданско-правовых последствий.

Сделка — это факт, то есть реальное жизненное обстоятельство. Вместе с тем, данный факт становится юридическим только после признания его таковым нормами права. Существуют две группы существенных признаков сделок.

Первая группа признаков должна отражать наличие воли, цели и их изъявление вовне.

Вторая группа характеризуется непротиворечием действия интересам других лиц. Это свойство можно именовать свойством равновесия интересов в действии.

Как правило, следствием совершения сделок служит возникновение прав и обязанностей. Однако сделки могут вообще их не порождать. Так, завещатель вправе в любой момент отменить или изменить завещание, тогда первоначальное завещание не повлечет за собой правоотношений, хотя до момента его отмены качества сделки не утрачивает. Публичное обещание награды, объявление конкурса по прямому указанию закона являются сделками, но сами по себе имущественного отношения не порождают. При их совершении возникает лишь юридическая обязанность субъекта. В сделках, заключенных под отлагательным условием, права и обязанности до наступления соответствующего условия не возникают, но это не лишает их юридической силы.

С учетом изложенного, к существенным признакам сделок, в том числе и односторонних, надлежит отнести правовую цель, волеизъявление, правомерность и юридическую связанность. Иными словами, односторонний волевой акт при заключении сделки создает объемы и пределы, границы возможного поведения, то есть права и обязанности возникающего из сделки или с ее участием правоотношения, и тем самым выступает средством индивидуального регулирования социальных связей. Сделкой формируется наиболее приемлемая для субъектов модель правоотношения.

СУЩЕСТВУЕТ несколько классификаций односторонних сделок. Б.Б. Черепахин, в частности, различал односторонне-управомочивающие и односторонне-обязывающие сделки[1]. B.C. Толстой выделял правоустанавливающие, правоизменяющие, правопрекращающие и порождающие правовые последствия виды[2]. Иными словами, и прежде видовое различие односторонних сделок проводилось с учетом их функциональной сути. Тем самым детализировалась специфика ее проявления в этих сделках.

Подтверждением сказанному можно считать легальное определение односторонней сделки, изложенное в п. 2 ст. 154 ГК РФ. Односторонней признается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражение воли одной стороны. Характерно, что ныне действующее законодательство закрепляет возможность совершения односторонней сделки, основанной не только на законе, правовом акте, но и на соглашении сторон. Последнее имеет место тогда, когда основанный на соглашении сторон волевой акт субъекта права не реализует согласованные

--124--

 условия, а фактом своего совершения формирует новые, ранее не обусловленные сторонами обязанности и права. Тем самым реализуются секундарные правомочия. Это те сделки, которые в литературе отнесены к односторонне-обязывающим[3].

Изложенные подходы к односторонним сделкам дают возможность выделить односторонне-управомочивающие и приводящие к изменению и прекращению правоотношений односторонне-обязывающие сделки при условии, что они основаны на секундарных правомочиях. Односторонних сделок, юридически обязывающих другое лицо к формированию правоотношения, то есть сделок, основанных на правообразующих правомочиях, нет. Есть юридически значимые односторонние акты поведения, основанные на этих правомочиях.

Односторонними сделками следует признать односторонний отказ от исполнения договора, заявление нанимателя о расторжении договора найма жилого помещения и о зачете встречного однородного требования. К ним относятся цессия, согласие наймодателя на сдачу нанятого имущества в поднаем и его отказ разрешить поднаем. Односторонней сделкой является принятие на себя лицом обязанности уплатить к определенному сроку сумму денег без каких-либо дальнейших пояснений. Аналогичный статус имеют объявление публичного конкурса и публичное обещание награды и предоставление обусловленного результата, отказ от акцепта и перевод плательщика на аккредитивную форму расчетов. Сделками должны признаваться выдача чека, векселя, доверенности, отмена доверенности и отказ поверенного, индоссамент, завещание, принятие наследства, отказ от наследства.

Социально значимый акт поведения, реализующий уже установленные права и обязанности, не является сделкой. Можно выделить две группы таких актов. Первую образуют акты поведения одного субъекта права из правомочия, основанного на правоотношении, не формирующие ранее не обусловленные сторонами обязанности и права. Это принятие приобретателем вещи, определенной при заключении договора родовыми признаками; возврат долга способом, обусловленным в договоре займа; принятие заказчиком способом, обусловленным в договоре подряда, результата работы подрядчика и пр. Вторую группу образуют социально значимые акты поведения одного субъекта права, хотя и совершаемые по его усмотрению, но не могущие в силу своей природы воздействовать на правоотношения путем установления границ возможного поведения. Сюда можно отнести, например, отказ доверителя одобрить заключенный без полномочий договор; согласие родителей, усыновителей или попечителя на совершение сделок несовершеннолетними; согласие попечителя на сделку по распоряжению имуществом гражданином, ограниченным судом в дееспособности; согласие родителей, усыновителей или

попечителя на занятие несовершеннолетним предпринимательской деятельностью. Дифференциация имеющих юридическое значение в гражданском праве односторонних действий позволяет рассматривать односторонние действия, не относящиеся к сделкам в качестве самостоятельного вида юридических актов как разновидности юридических фактов.

Предложенное разграничение волевых действий одного субъекта права имеет непосредственное практическое значение. Если участник гражданского оборота совершает действие с целью достижения желаемых для него правовых последствий, то есть совершает действия, отнесенные к сделкам, то он должен соблюдать требования норм права о сделках. В противном случае желаемые последствия не наступают, а в качестве неблагоприятных имущественных последствий могут возникнуть ситуации, связанные с возвратом сторон в первоначальное положение (реституция), взыскание полученного по сделке в доход государства или взыскание убытков. Примером служит ответственность по чеку и векселю при несоблюдении соответствующего правового режима.

СПЕЦИФИКА правового режима односторонних сделок как совокупности нормативных требований к ним состоит в том, что согласно ст. 156 ГК РФ к односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах постольку, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки. Подразумевается, что для регулирования односторонних сделок могут быть использованы нормы о сторонах в обязательствах; о сроке и форме договора; о порядке его исполнения; об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и пр. Очевидно, что нормы, определяющие порядок заключения договора, его изменения и расторжения по общему правилу к односторонним сделкам неприменимы. Ведь любой договор предполагает процедуру согласования волевых процессов по крайней мере двух субъектов права.

Принципиальное различие между режимными требованиями к договорам и односторонним сделкам заключается в том, что в договорах индивидуальные правила поведения в виде прав и обязанностей сторон формируются результатом достигнутого ими соглашения, а в односторонних сделках закон наделяет юридической силой волевой акт одного субъекта права. Поэтому возникает потребность в более четкой фиксации воли субъекта односторонней сделки. При заключении договора для достижения оговоренных и преследуемых сторонами целей сделки зачастую достаточно фиксации предмета сделки при том, что остальные, прямо не согласованные регулирующие поведения сторон, правила могут применяться по умолчанию. Для совершения же односторонней сделки необходимо, чтобы регулированию подверглись все те стороны волевого акта поведения, которые позволяют четко фиксировать правовые намерения субъекта сделки. В этой связи существует потребность в унифицированных нормах для не

--125--

предусмотренных законом односторонних сделок, влекущих гражданско-правовые последствия в силу общих начал и смысла гражданского законодательства.

Установление норм об односторонних сделках свидетельствует о повышении интереса со стороны законодателя к ним и об упорядочении режимных требований. Наличие общей нормы позволяет обращаться к ней в случае недостаточного нормативного урегулирования отдельных видов односторонних сделок

Судебная практика по обязательствам из односторонних действий крайне мала. В значительной степени это объясняется несовершенством законодательства, отсутствием унифицированных норм, позволяющих оценить социально значимый односторонний акт поведения субъекта права как сделку, и отсутствием системы норм правового опосредования именно односторонних сделок.

Требования к их содержанию во всяком случае должны содержать такие условия, как предмет сделки, срок, порядок и место предоставления искомого результата, то есть желаемого для субъекта односторонней сделки, результата, что возможно в случае возникновения обязательства из односторонних действий в будущем. Формулирование субъектом сделки условий о предмете, сроке, порядке и месте предоставления желаемого результата будет свидетельствовать о наличии в социально значимом акте поведения субъекта права всех существенных признаков, предъявляемых законодателем к сделке как к индивидуальному регулятору общественных отношений.

Общие требования к односторонним сделкам предполагают дифференциацию режимных требований по отдельным законодательно закрепленным видам односторонних сделок Правовой режим отдельных видов односторонних сделок нашел свое закрепление в ст.ст. 185-189 ГК РФ о доверенности, в ст.ст. 1118-1140 ГК РФ о завещании, в гл. 56 ГК РФ о публичном обещании награды, в гл. 57 ГК РФ о конкурсе и в других нормах закона.

Расширение сферы применения односторонних сделок в гражданском обороте как индивидуальных регуляторов общественных отношений позволит в будущем сформулировать режимные требования к другим отдельным их видам. Вместе с тем, применение высказанных рекомендаций по использованию односторонних сделок дает возможность участникам гражданского оборота своим поведением реализовывать частные интересы не в ущерб интересам других лиц и публичным интересам. Тем самым обеспечивается должное регулирование правом деятельности субъектов в социально-экономических отношениях.

--126--

 



[1] Черепахин Б.Б. Правопреемство по советскому гражданскому праву. М., 1962 г., с. 29-32.

[2] Толстой B.C. Понятие и значение односторонних сделок в советском гражданском праве. М., Труды ВЮЗИ, 1966 г., т. 5., с. 135-157.

[3] См. Алексеев С.С. Односторонние сделки в механизме гражданско-правового регулирования. В кн.: Антология уральской цивилистики 1925-1989- М., Статут, 2001 г., с. 66.

 

Добавлено: 2010-09-19

 

Комментарии

Внимание! Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи! Вам необходимо авторизироваться через панель авторизации, которая находится справа. Если Вы еще не зарегистрированы, то, пожалуйста, пройдите регистрацию.

 


Правовая газета Статус

Совершенствование гражданского законодательства



Обновление: 09.07.2015

 

УрО РШЧП