Главная / Статьи / Классификация некоммерческих организаций (к вопросу о совершенствовании гражданского законодательства)
Классификация некоммерческих организаций (к вопросу о совершенствовании гражданского законодательства)
Библиографические данные о статье:
Вербицкая Ю.О.
Классификация некоммерческих организаций (к вопросу о совершенствовании гражданского законодательства)
// Российское право: образование, практика, наука. № 9 (62). 2009.
С. 47-56.
Вот уже более 14 лет действуют положения Гражданского кодекса Российской Федерации[1], посвященные юридическим лицам. И если в отношении системы коммерческих организаций имеется достаточная упорядоченность, то в отношении некоммерческих организаций ГК изначально какой-либо системы не предусмотрел, более того, он оставил их перечень открытым. Нет в Гражданском кодексе и формально-определенных критериев классификации некоммерческих организаций, на основе которых можно было бы построить их систему.
Итогом этого стало бессистемное разрастание законодательства о некоммерческих организациях.
Подтверждением актуальности данной проблемы может служить тот факт, что именно сейчас в Государственной Думе ведется напряженная работа по совершенствованию Гражданского кодекса, в том числе, особое внимание уделяется системе юридических лиц и законодательству о некоммерческих организациях. Так, Решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г. была одобрена Концепция развития гражданского законодательства (далее – Концепция)[2].
В ней справедливо отмечается, что в настоящее время «количество организационно-правовых форм некоммерческих организаций в действующем законодательстве явно избыточно (по различным оценкам - более 20). Единая система правового регулирования организационно-правовых форм некоммерческих организаций отсутствует, а само законодательство о некоммерческих организациях изобилует пробелами, повторами и противоречиями» (п. 7.1.1. III раздела Концепции).
В этой связи именно сейчас важно обратиться к теме разработки системы некоммерческих организаций. Для её построения необходимо выработать четкие критерии, на основании которых можно было бы классифицировать некоммерческие организации.
Необходимо отметить, что дифференциация некоммерческих организаций не будет подменять действующее деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, а лишь поможет при разработке системы некоммерческих организаций.
Некоммерческие организации можно классифицировать следующим образом: на корпорации и учреждения (по критерию наличия или отсутствия института членства), на публичные и частные некоммерческие организации (по статусу лиц их учредивших), а также по имущественным правам участников (учредителей) в отношении организации, на имущество которых их учредители сохраняют право собственности или иное вещное право, организации, в отношении имущества которых их участники имеют обязательственные права, а также на организации, в отношении которых у их участников имущественных прав не возникает.
Корпорации и учреждения
В отношении критериев разграничения организаций на коммерческие и некоммерческие по справедливому замечанию С. Н. Братуся, в литературе отсутствует единое мнение[3]. Более того, данная классификация имеет принципиальные отличия и в различных правовых
--47--
системах.
Деление юридических лиц на корпорации и учреждения, сформировавшееся в российской доктрине, может быть представлено следующим образом. Корпорация - это юридическое лицо, построенное на основе членства и характеризующееся направленностью на удовлетворение личных потребностей своих участников, а учреждение - это «общественное образование, действующее в интересах пользователей (дестинаторов), не связанных непосредственно между собой и учреждением в качестве его членов»[4].
Вместе с тем современному российскому законодательству вовсе незнакомо разграничение юридических лиц на корпорации и учреждения. Статья 7.1 Федерального Закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[5] предусматривает такую разновидность некоммерческих организаций, как государственная корпорация - некоммерческая организация, учреждаемая Российской Федерацией для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Также разновидностью некоммерческой организации является и учреждение (которое может быть как частным, так и государственным или муниципальным)[6], создаваемое собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Следующим вариантом является деление коллективных образований на корпорации и учреждения, основанные исключительно на критерии членства. Данная классификация является традиционной для германской доктрины. Следуя этому критерию, в российском праве к числу корпораций можно было бы отнести хозяйственные товарищества, общества, кооперативы, ассоциации (союзы) юридических лиц, а к числу учреждений – благотворительные и иные фонды, унитарные предприятия и некоммерческие организации, создаваемые собственником, т.е. собственно учреждения[7].
В странах англосаксонской системы права под корпорациями понимают все юридические лица вообще[8]. Строго говоря, такое положение существует в США, где еще в 1819 г. Верховный Суд США сформулировал следующее определение: «Корпорация является искусственным созданием, невидимым, неосязаемым, существующим только в предположении права; она владеет только теми свойствами, которые или ясно представляет ей создающий ее устав, или присущи самому ее существованию»[9].
Кроме того, в литературе указывается на существование смешанных форм: учреждений с корпоративным устройством и корпораций, которые по своему устройству ближе к учреждениям. Так, С. Н. Братусь пишет: «Указывают также, что между корпорацией и учреждением существуют образования переходного типа: имеются учреждения с корпоративным устройством и корпорации, сближающиеся по своему устройству с учреждениями. В качестве примера можно указать на университеты. Последние в средние века являлись корпорациями, затем в новое время стали учреждениями с корпоративным устройством. Тип корпоративного учреждения или корпорации, близкой по своему устройству к учреждению, возникает главным образом из корпораций, преследующих так называемые идеальные, т.е. культурные, научные, воспитательные и тому подобные цели, сходные с целями, осуществляемыми учреждениями»[10].
Второй вариант классификации (по наличию в той или иной организации членства) представляет особый интерес, т.к. построен на иных, не известных нашему законодателю, основаниях. Рассмотрим его подробнее.
В германском гражданском праве юридические лица частного права делятся на союзы и учреждения: союзы – объединения лиц, отличительными признаками которых являются:
а) преследование общей цели, определяемой членами объединения;
в) существование объединения независимо от смены лиц, в него входящих.
Союзы, в свою очередь, подразделяются на хозяйственные союзы (§ 22 ГГУ), главная задача которых – предпринимательская деятельность в целях извлечения прибыли, и нехозяйственные союзы (§ 21 ГГУ). К хозяйственным союзам относятся торговые товарищества, признаваемые субъектами права и регулируемые специальным законодательством. К нехозяйственным союзам относятся такие объединения лиц, которые преследуют так называемые идеальные цели: политические, научные, социальные, благотворительные и т.д. Субъектами имущественных прав и обязанностей такие объединения становятся постольку, поскольку это необходимо для достижения «идеальных» целей.
За нехозяйственными союзами скрываются различные объединения и ассоциации предпринимателей, представителей финансового капитала, определяющие направление экономической политики соответствующих отраслей хозяйства[11].
Учреждения – юридические лица, создаваемые на основании односторонней сделки
--48--
частного лица, которое вырабатывает учредительный акт, определяющий как цель создания учреждения, так и выделяемое для достижения этой цели имущество.
Учредитель определяет структуру учреждения, в том числе, и состав правления. Кроме учредительного акта для создания учреждения в ФРГ необходимо разрешение компетентного органа государственной власти. По получении такого разрешения возникает юридическое лицо, к которому на правах собственности переходит поименованное в акте имущество. Имущество может быть различным по своей природе. Нередко оно представляет собой акции акционерных обществ и паевые свидетельства обществ с ограниченной ответственностью, полностью контролируемых учредителем. Учреждение может преследовать различные цели. Если определенные в уставе цели признаются общеполезными или благотворительными, учреждение получает весьма ощутимые налоговые льготы. Лица, пользующиеся услугами таких учреждений (дестинаторы), не состоят в отношениях членства ни между собой, ни с учреждением. В качестве дестинаторов могут выступать как отдельные лица, так и коллектив определенных лиц. Широко распространены фамильные учреждения, дестинаторами которых выступают члены одной или нескольких семей[12].
В Швейцарии юридические лица частного права делятся также на объединения лиц (корпорации) и учреждения. В свою очередь, корпорации подразделяются на хозяйственные союзы и союзы, не преследующие хозяйственных целей[13].
Подобное деление юридических лиц на корпорации и учреждения имеется также в Японии[14].
Итак, чем интересна классификация, построенная на критерии членства? В данном случае «членство рассматривается обычно как особый статус участников юридического лица, который предполагает, во-первых, строго фиксированный состав участников, во-вторых, наличие у участников коммерческих корпораций так называемых "корпоративных" прав»[15]. Однако если быть точнее, такие права могут возникнуть и у членов некоммерческих организаций, потому как система управления, например, в некоммерческом партнерстве напоминает систему управления в хозяйственных обществах: то же общее собрание, тот же исполнительный орган, который может быть единоличным или коллегиальным. Таким образом, внутри любого юридического лица, которое основано на членстве, между его членами и самим юридическим лицом возникают организационные отношения[16].
Интересно отметить то обстоятельство, что в праве Германии деление юридических лиц на корпорации и учреждения существует наряду с той же классификацией на коммерческие и некоммерческие (хозяйственные и нехозяйственные). Только если у нас первостепенно все же деление на коммерческие и некоммерческие, а на корпорации и учреждения имеется разделение лишь в доктрине, то в германской доктрине наоборот: основной является классификация по критерию членства, что не мешает существовать параллельно другому делению.
Из этого следует, что точно таким же образом, только поменяв их местами, мы можем провести классификацию юридических лиц: сначала на коммерческие и некоммерческие, затем на корпорации и учреждения.
Попытаемся классифицировать все имеющиеся некоммерческие организации по данному основанию. Учитывая, что на сегодняшний день точно определить количество всех организационно-правовых форм невозможно поскольку имеется множество названных в законе организаций, чей правовой статус не определен (не ясно, является ли это отдельной организационно-правовой формой или же видом), включим в перечень также и эти «неопределенные» организации. Сложность еще возникает с тем, что не всегда в описании статуса той или иной организации есть указание на наличие или отсутствие членства.
Корпорациями можно назвать следующие некоммерческие организации:
1.Общественная организация;
2.Политическая партия;
3.Союз (ассоциация) общественных объединений;
4.Община коренных малочисленных народов Российской Федерации;
5.Союз (ассоциация) общин малочисленных народов;
6.Религиозная организация;
7.Некоммерческое партнерство;
8.Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);
24.Садоводческий (огороднический или дачный) потребительский кооператив граждан;
25.Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество;
26.Садоводческое (огородническое или дачное) некоммерческое партнерство;
27.Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации;
28.Адвокатская палата субъекта Российской Федерации;
29.Федеральная палата адвокатов Российской Федерации;
30.Нотариальная палата;
31.Федеральная нотариальная палата;
32.Саморегулируемая организация арбитражных управляющих;
33.Саморегулируемая организация управляющих компаний;
34.Общество взаимного страхования;
35.Касса взаимопомощи;
36.Казачье общество;
37.Профсоюз;
38.Ассоциация профсоюзов;
39.Коллегия адвокатов;
40.Адвокатское бюро;
41.Профессиональное объединение страховщиков;
К учреждениям можно отнести следующие некоммерческие организации:
1.Общественное движение;
2.Общественное учреждение;
3.Орган общественной самодеятельности;
4.Фонд;
5.Государственная корпорация;
6.Государственная компания;
7.Учреждение (бюджетное, автономное, частное);
8.Автономная некоммерческая организация;
9.Территориальное общественное самоуправление;
10.Негосударственный пенсионный фонд;
11.Российская академия наук, отраслевые академии наук[18].
Как отмечается в Концепции развития законодательства о юридических лицах, проведение такой классификации «…позволит урегулировать в общем виде (и в определенной мере единообразно даже для коммерческих и некоммерческих организаций) не только структуру управления и статус (компетенцию) органов корпораций, но и ряд их внутренних отношений, вызывающих практические споры (возможности оспаривания решений общих собраний и других коллегиальных органов, условия выхода или исключения из числа участников и т.п.)» (п. 1.5. III раздела Концепции).
Деление юридических лиц на корпорации и учреждения во многом схоже с делением организаций на коммерческие и некоммерческие, однако отождествлять их либо бездумно заменять одну другой нельзя. Важно отметить, что эти две классификации могут существовать параллельно, при этом лишь помогая друг другу в построении системы юридических лиц.
Публичные и частные некоммерческие организации
Деление юридических лиц на юридические лица публичного права и частного права существует во многих странах, например, такое подразделение существует во Франции, ФРГ, Италии, Англии, США[19], Японии[20]. Рассматриваемая классификация не менее древняя, чем предыдущая. Так, еще римским правом во второй половине республики были выделены как отдельные субъекты права городские общины, муниципии и различные частные корпорации (collegia)[21].
В чем же сущность данной классификации? Как писал Г. Ф. Шершеневич: «Публичные юридические лица возникают помимо воли частных лиц. Они создаются или исторически, или в законодательном порядке»[22]. К таким юридическим лицам он в первую очередь относил казну, т.е. само государство, затем ведомства и учреждения, «которые хотя и причисляются к казенному управлению, но обладают обособленным имуществом» и органы местного самоуправления[23]. Частные же юри-
--50--
дические лица «устанавливаются по воле частных лиц, выраженной в юридической сделке, в договоре, в завещании, в акте дарения. Воля частных лиц может быть направлена на цели экономические или же на цели общественные»[24].
В советской доктрине публичными юридическими лицами признавались «государство, административно-территориальные образования, некоторые государственные учреждения и так называемые публично-правовые корпорации (например, адвокатура). Частными юридическими лицами называют все иные общественные образования - корпорации и учреждения, деятельность которых не поднята до уровня деятельности, имеющей общегосударственное, публично-правовое значение»[25].
В действующем российском законодательстве, как подчеркивает В. Е. Чиркин, термин «юридическое лицо публичного права»[26] не применяется. Однако сказать, что данное явление вовсе отсутствует в гражданском законодательстве, конечно, нельзя. Полагаем, что публичными юридическими лицами можно считать те, что учреждены Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями (далее – публично-правовые образования), а частными – это те, что созданы гражданами и юридическими лицами. Традиционно к первой группе можно отнести государственные и муниципальные предприятия и учреждения. Важно отметить, что мы не будем отталкиваться от концепции, предложенной В. Е. Чиркиным, согласно которой юридическим лицом публичного права можно признать не только организации, учрежденные публично-правовыми образованиями, но и сами публично-правовые образования[27], т.к. такой подход является весьма дискуссионным и требует отдельного исследования.
По данному критерию некоммерческие организации можно классифицировать следующим образом.
Частными некоммерческими организациями являются:
1.Общественная организация;
2.Политическая партия;
3.Союз (ассоциация) общественных объединений;
4.Община коренных малочисленных народов Российской Федерации;
5.Союз (ассоциация) общин малочисленных народов;
6.Религиозная организация;
7.Некоммерческое партнерство;
8.Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);
14.Союз (ассоциация) сельскохозяйственных кооперативов;
15.Товарищество собственников жилья;
16.Объединение товариществ собственников жилья;
17.Жилищный накопительный кооператив;
18.Жилищный и жилищно-строительный кооператив;
19.Товарная биржа;
20.Торгово-промышленная палата;
21.Объединение работодателей;
22.Адвокатская палата субъекта Российской Федерации;
23.Федеральная палата адвокатов Российской Федерации;
24.Нотариальная палата;
25.Федеральная нотариальная палата;
26.Саморегулируемая организация арбитражных управляющих;
27.Саморегулируемая организация управляющих компаний;
28.Садоводческий (огороднический или дачный) потребительский кооператив граждан;
29.Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество;
30.Садоводческое (огородническое или дачное) некоммерческое партнерство;
31.Общество взаимного страхования;
32.Касса взаимопомощи;
33.Казачье общество;
34.Профсоюз;
35.Ассоциация профсоюзов;
36.Коллегия адвокатов;
37.Адвокатское бюро;
38.Профессиональное объединение страховщиков;
39.Общественное движение;
40.Общественное учреждение;
41.Орган общественной самодеятельности;
42.Фонд;
43.Фонд взаимного кредитования;
44.Фонд проката;
45.Частное учреждение;
46.Автономная некоммерческая организация;
47.Территориальное общественное самоуправление;
48.Негосударственный пенсионный фонд.
К публичным некоммерческим организациям можно отнести следующие:
1.Учреждение (бюджетное, автономное) – могут быть созданы Российской Федерацией,
--51--
ее субъектами и муниципальными образованиями;
2.Государственная корпорация – учреждается только Российской Федерацией на основании специального закона;
3.Государственная компания – аналогично с предыдущей;
4.Российская академия наук, отраслевые академии наук – имеет статус государственной организации;
5.Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации – учреждается органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации[28] (в законе имеется именно такая формулировка, т.е. не самим публичным образованием, а его органами, но, полагаем, это лишь вопрос юридической техники, такую организацию все же можно считать государственной);
6.Фонд;
7.Автономная некоммерческая организация.
Что касается последних двух организационно-правовых форм – фонда и автономной некоммерческой организации, то они попали в этот перечень не по ошибке. Дело в том, что в соответствии с законом[29], их учредителями могут выступать муниципальные образования.
Вообще вопрос о возможности участия публично-правовых образований в «обычных» некоммерческих организациях (фондах, некоммерческих партнерствах и т.д.) является чрезвычайно спорным[30]. Закон не содержит ни запрета, ни явного дозволения. На практике же регистрирующие органы чаще всего отказывают в регистрации таких организаций, ссылаясь на п. 1 ст. 15 Закона «О некоммерческих организациях», согласно которому «учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица».
Итак, мы дифференцировали некоммерческие организации на частные и публичные, но сделали это лишь в научно-исследовательских целях, полагая, что это может помочь при разработке предложений по совершенствованию законодательства о некоммерческих организациях, т.е мы не призываем вводить на законодательном уровне такую классификацию, тем более подменять ею существующую (на коммерческие и некоммерческие).
В подтверждение вышесказанному можно привести ответ Е. А. Суханов на вопрос «Можно ли согласиться с тем, что необходимо вводить в гражданское законодательство понятие юридических лиц частного и публичного права?» : «Для чего органам государственной власти участвовать в гражданских правоотношениях? Каким образом министерство должно участвовать в имущественном обороте? Произвести ремонт здания, купить компьютеры, бумагу, бензин для автомобиля начальника может управление делами или финансово-хозяйственный отдел, т.е. юридические лица в форме учреждений с ограниченным правом на имущество, которые обеспечивают текущую деятельность.
Возникает вопрос: для чего юридическое лицо нужно органу публичной власти? Юридическое лицо - это конструкция, придуманная для имущественного гражданского оборота. Зачем органу государственной власти участвовать в этом обороте? Выпускать облигации, заключать сделки, сдавать государственное имущество в аренду? Это же орган управления, компетенция которого определена нормативными актами публичного характера!
Так что не нужно создавать никаких юридических лиц публичного права. Это не нужно даже Министерству финансов. Вот государство или субъекты РФ могут участвовать в гражданском обороте, у них есть имущество и участвуют они через свои органы в соответствии с их компетенцией. Но стороной таких отношений всегда будет Российская Федерация. Если выпущены облигации Российской Федерации или Московской области, то стороной займа, должником перед облигационерами будет не Министерство финансов, а Российская Федерация или Московская область. Другой пример: если пешехода на улице сбил автомобиль, принадлежащий Министерству финансов, то отвечать перед пешеходом будет не это министерство, а государство. Если бы мы предоставили Министерству финансов права юридического лица, оно бы заявило, что у него как у юридического лица нет денег. Значит, и ущерб оно не будет возмещать?»[31].
Возможно, высказывание весьма категорично, однако, оно как нельзя точно подчеркивает сущность рассматриваемого вопроса.
Деление по имущественным правам участников (учредителей)
Деление юридических лиц в зависимости от прав учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества[32] стало уже традиционным для науки гражданского права. В отличие от двух предыдущих, эта классификация закреплена в Гражданском кодексе: ст. 48 подразделяет все юридические лица на:
1. Организации, на имущество которых их
--52--
учредители сохраняют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения);
2. Организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы);
3. Организации, в отношении которых у их участников имущественных прав не возникает (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)).
Нетрудно заметить, что в этот перечень вошли далеко не все организационно-правовые формы юридических лиц. Связано это, прежде всего, с тем, что Гражданский кодекс дал свободу в образовании новых форм некоммерческих организаций. Как известно после введения в действие Первой части кодекса их появилось огромное множество.
Прежде чем проводить деление, постараемся более чётко определить критерии классификации.
В литературе не раз отмечалось несовершенство такого деления юридических лиц[33]. Так, В. П. Мозолин считает, что «содержащееся в абз. 1 п. 2 (ст. 48 ГК – Ю.В.) деление прав учредителей (участников) на обязательственные и вещные в части образования юридического лица не основано на единых критериях. В первом случае имеется в виду отношение участников к юридическому лицу как субъекту права, т.е. отношения внутри юридического лица, во втором - отношение учредителей (лиц, не являющихся участниками юридического лица) к имуществу юридического лица, т.е. отношения вовне юридического лица. Конструкция "либо - либо" к различным по своему характеру отношениям неприменима. Закон допускает сочетание указанных двух видов прав в рамках одного и того же юридического лица. Например, учредители государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также финансируемых собственником учреждений, имея право собственности или иное вещное право на имущество данных юридических лиц, одновременно состоят с ними в обязательственных отношениях по поводу соблюдения закона относительно правового статуса юридических лиц, в том числе обеспечения их прав на закрепленное за ними имущество»[34].
И действительно, разделяя данное мнение, мы можем обнаружить в ст. 48 Гражданского кодекса два критерия для проведения классификации: первый – характер отношений учредителей (участников) к юридическому лицу, второй – это характер прав учредителей (участников) на имущество юридического лица. Что касается прав учредителей (участников) в целом по отношению к самому юридическому лицу, то по такому критерию будет очень сложно провести классификацию в большей мере по той причине, что правовая природа отношений учредителей (участников) между собой и самим юридическим лицом находится в настоящее время еще только в стадии научного исследования. Некоторые авторы называют такие отношения корпоративными[35], другие – относят их к организационным[36].
Полагаем, однако, что для целейнастоящей работы, глубокий анализ таких правоотношений не требуется. При этом мы не разделяем мнение о «ненужности формулировок п. 2 ст. 48 ГК РФ»[37]. Действительно, в чистом виде, как это изложено в ст. 48 ГК, такую классификацию нельзя применять[38]. Позволим себе уточнить ее критерии.
Исходя из того, что интерес представляют все же имущественные права учредителей (участников), определим содержание таких прав.
В первом случае это будет право собственности или иные вещные права на имущество организации.
Во втором случае – это, по мнению Е. А. Суханова, «право на участие в распределении прибыли (дивиденд) и право на получение части имущества (или его стоимости), оставшегося после ликвидации организации и расчетов со всеми кредиторами (ликвидационная квота)»[39].
В третьем случае - участники не имеют никаких имущественных прав в отношении юридического лица (важно, что в этом случае законодатель уточнил: не обладают только имущественными правами, а не полностью утрачивают все права в отношении организации).
По-видимому, главная ошибка законодателя, из-за которой такой критике подверглась ст. 48 ГК РФ, заключается в том, что вместо того, чтобы в п. 2 данной статьи сказать именно об имущественных правах обязательственного характера, он просто указал на обязательственные права.
Постараемся классифицировать все некоммерческие организации, взяв в качестве критерия имущественные права (наличие или отсутствие, а также их характеристику).
Некоммерческие организации, на имущество которых их учредители (участники) сохраняют право собственности или иное вещное право
17.Адвокатская палата субъекта Российской Федерации[43];
18.Федеральная палата адвокатов Российской Федерации[44];
19.Нотариальная палата;
20.Федеральная нотариальная палата;
21.Коллегия адвокатов*;
22.Адвокатское бюро*;
23.Общественное движение;
24.Профессиональное объединение страховщиков;
25.Саморегулируемая организация арбитражных управляющих;
26.Саморегулируемая организация управляющих компаний;
27.Фонд;
28.Автономная некоммерческая организация;
29.Территориальное общественное самоуправление;
30.Негосударственный пенсионный фонд;
31.Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации;
32.Орган общественной самодеятельности;
Опять же, с абсолютной точностью сказать про каждую некоммерческую организацию, какие возникают у участников имущественные права, нельзя, потому как многие из них лишь между делом названы в законе, но их статус, права их участников (учредителей), не затронуты (например, казачье общество, общество взаимного кредитования и фонд проката, товарная биржа, территориальное общественное самоуправление, различные союзы и т.д.).
Значение данной классификации заключается в том, что она может существенно помочь при построении системы некоммерческих организаций, разработке единообразных норм, относящихся к определенной группе некоммерческих организаций.Как справедливо отмечает Е. А. Суханов, «Различие в статусе этих разновидностей юридических лиц проявляется, например, при их ликвидации или выходе из них участника (учредителя). В первом случае он вправе потребовать передачи ему части имущества, причитающейся на его долю, а при ликвидации – части соответствующего остатка (выход из акционерного общества обычно осуществляется путем продажи или иного отчуждения принадлежавших акционеру акций). Во втором случае учредитель-собственник получает весь остаток имущества юридического лица при его ликвидации либо остается собственником при его реорганизации. В третьем случае участник (учредитель)
--54--
юридического лица не получает никаких прав на имущество ни при выходе из организации, ни при ее ликвидации»[45]. На основании имеющихся разработок, в том числе, классификаций некоммерческих организаций, возможно разработать их систему выработать для них общие нормы, которые, как нам представляется, необходимо включить в Первую часть Гражданского кодекса, тогда как в специальных законах об отдельных видах юридических лиц сделать лишь отсылки на ГК, указав в какой организационно-правовой форме создается тот или иной вид некоммерческой организации. Все это позволит устранить многочисленные проблемы и противоречия, возникающие в практике применения законодательства о некоммерческих организациях.
[16] Более подробно об организационных отношениях см.: Красавчиков О. А. Гражданские организационно-правовые отношения // Красавчиков О. А. Категории науки гражданского права. Избранные труды: в 2 т. Т. 1. М., 2005. С. 45-56.
[17] Правовой статус фонда взаимного кредитования и фонда проката крайне расплывчат, так, А. В. Щепотьев в отношении фонда взаимного кредитования отмечает: «данный фонд не является кооперативом, однако имеет кооперативные принципы работы». См.: Щепотьев А. В. Дублеры банковских услуг: анализ законности применяемых схем // Налоговый учет для бухгалтера. 2005. № 12.
[18] Хотя в РАН и есть звание действительного члена и члена-корреспондента, это не дает особых привилегий организационного характера, они участвуют в управлении наряду с другими участниками общего собрания, это в большей мере статусные звания в научном мире, нежели указание на собственно членство в организации (см. ст. 6 Федерального закона от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137)..
[19] Гражданское и торговое право капиталистических стран. Учеб. Пособие / Под ред. В. П. Мозолина, М. И. Кулагина. М., 1980. С. 53.
[28] П. 1 ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6286.
[29] Ст. 69 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ.2003. № 40. Ст. 3822.
[30] См.: Камалов О. А. Участие муниципальных образований в создании юридических лиц // Правовая защита частных и публичных интересов: Материалы международной межвузовской научно-практической конференции (20 – 21 января 2005 года). Сборник статей. В двух частях. Ч. 2. / Отв. ред. Б. И. Ровный. – Челябинск, 2005. С. 124.
[31] Суханов Е. А. Опасные юридические лица // ЭЖ-Юрист. 2008. № 47.
[32] Гражданское право: Учебник для вузов. Ч. 1 / Под ред. Т. И. Илларионовой, Б. М. Гонгало и В. А. Плетнева. М., 2001. С. 86.
[33] См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: в 3 т. Т. 1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). Издание третье, переработанное и дополненное / Под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина. М., 2007. С. 59 (по нумерации СПС «КонсультантПлюс»). Автор комментария – Мозолин В. П.; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. С. П. Гришаева, А. М. Эрделевского (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006). С. 37 (по нумерации СПС «КонсультантПлюс»). Автор комментария Сумской Д. А.; Андреев В. К. О праве частной собственности в России (критический очерк). М., 2007. С. 31 (по нумерации СПС «КонсультантПлюс») и др.
[34] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: в 3 т. Т. 1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). Издание третье, переработанное и дополненное / Под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина. М., 2007. С. 59 (по нумерации СПС «КонсультантПлюс»).
[35] См., например: Кононов В. С. Корпоративные правоотношения: Понятие, признаки, сущность // Актуальные проблемы гражданского права: Сб. статей. Вып. 9 / Под ред. О. Ю. Шилохвоста. М., 2005; Козлова Н. В. Гражданско-правовая природа отношений между юридическим лицом и его учредителями // Законодательство. 2004. № 7. С. 54 - 64; Законодательство. 2004. № 8. С. 32 - 42; Ломакин Д. В. Корпоративные отношения и предмет гражданско-правового регулирования // Законодательство. 2004. № 5. С. 58 - 63; Законодательство. 2004. № 6. С. 50 - 58; Рожкова М. А. Корпоративные отношения и возникающие из них споры // Вестник ВАС РФ. 2005. № 9. С. 141 – 142; Мельникова Т. В. К вопросу о понятии корпоративного правоотношения // Предпринимательское право. 2008. Специальный выпуск (СПС «КонсультантПлюс»); Бабаев А. В. Методологические предпосылки исследования корпоративных правоотношений // Вестник гражданского права, 2007. № 4. С. 5 – 22 и др.
[36] Красавчиков О. А. Гражданские организационно-правовые отношения // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989: Сборник статей. М., 2001. С. 160 – 163; Карелина С. А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. М., 2008. С. 125, 126 (по нумерации СПС «КонсультантПлюс»). Рожкова М. А., Елисеев Н. Г., Скворцов О. Ю. Договорное право: соглашения о подсудности, международной подсудности, примирительной процедуре, арбитражное (третейское) и мировое соглашения. – М., 2008. С. 134 (по нумерации СПС «КонсультантПлюс»). Автор главы Ю. О. Скворцов; Майфат А. В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: монография. М., 2006. С. 71-72 (по нумерации СПС «КонсультантПлюс») и др.
[37] Андреев В. К. Указ. соч. С. 31 (по нумерации СПС «КонсультантПлюс).
[38] Так, в Концепции отмечается, что «установленное пп. 2 и 3 ст. 48 ГК деление юридических лиц необходимо сохранить, но внести в него некоторые уточнения» – п. 1.3. III раздела.
[39] Гражданское право: в 4 т. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: Учебник / Под ред. Е. А. Суханова. – М., 2008. С. 34 (по нумерации СПС «КонсультантПлюс»).
[40] Как известно, у учреждений может быть также имущество, на которое их учредители не сохраняют право собственности. Подробнее о сущности права учреждения на данное имущество см.: Гонгало Б. М. Учение об обеспечении обязательств (2-й завод). – М., 2004. С. 140-142.
[41] Общественные учреждения, кроме того, могут быть собственниками (!) созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами имущества. См. ст. 35 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ // СЗ РФ.1995. № 21. Ст. 1930.
[42] Если иное не предусмотрено уставом – п. 9 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном страховании» // СЗ РФ.2007. № 49. Ст. 6047.
* Иное может быть предусмотрено учредительными документами.
[45] Гражданское право: В 4 т. Т. 1. Общая часть: Учебник / Под ред. Е. А. Суханова. М., 2008. С. 118 (по нумерации СПС «КонсультантПлюс»).
Добавлено: 2010-12-31
Комментарии
Внимание! Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи! Вам необходимо авторизироваться через панель авторизации, которая находится справа. Если Вы еще не зарегистрированы, то, пожалуйста, пройдите регистрацию.