Главная О цивилистике Цивилисты Конференции Новости цивилистики
 

Главная / Статьи / О мерах, направленных на повышение достоверности данных реестра акционеров

О мерах, направленных на повышение достоверности данных реестра акционеров

Библиографические данные о статье:
Бурачевский Д.В. О мерах, направленных на повышение достоверности данных реестра акционеров // Бизнес, Менеджмент и Право. № 1 (17), 2008. С. 56-59.

Автор: Бурачевский Денис Викторович

Источкник: Бизнес, Менеджмент и Право. № 1 (17), 2008.

Нормальное функционирование рынка ценных бумаг невозможно без надлежащей системы учета прав на ценные бумаги, обеспечивающей интересы как участников данных отношений, так и публичного порядка в целом. Права на именные эмиссионные ценные бумаги, которые существуют только в бездокументарной форме (ст. 16 Закона о рынке ценных бумаг[1]), во многом определяется порядком легитимации их владельца. Соответственно, нарушение права на бумагу (достаточно часто, и прав, закрепленных ценной бумагой), выбор и применение в связи с этим охранительных мер напрямую касаются вопросов учетной системы прав на ценные бумаги. Особенно актуальны вопросы обеспечения и защиты прав акционеров, что обусловлено, во-первых, широкой распространенностью акций, являющихся одним из видов эмиссионных ценных бумаг (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг), а во-вторых, особым характером прав, удостоверенных данными ценными бумагами, закрепляющими право на управление акционерным обществом. Осуществление указанных прав, а также реализация мер защиты в случае их нарушения, зачастую затрагивает не только права акционерного общества, но и права и интересы других акционеров общества и третьих лиц (работников общества, его контрагентов по гражданско-правовым договорам). Соответственно, нарушения в данной сфере могут отразиться на социальной обстановке и стабильности гражданского оборота (о чем свидетельствуют многочисленные примеры). При этом анализ судебной практики свидетельствует о наличии достаточно большого количества проблем в вопросах защиты прав акционеров, что, в частности, нашло отражение в ходе обсуждения 12 декабря 2007 г. на заседании Научно-консультативного Совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа вопросов применения корпоративного законодательства[2].

Указанное свидетельствует о важности наличия и дальнейшего развития механизмов, направленных на ограничение возможности совершения нарушений в рассматриваемой сфере отношений (вплоть до исключения их допущения) и минимизацию негативных последствий допущенных нарушений, в том числе и в сфере учета прав на ценных бумаги.

Так, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2006 г. № 793-р Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы констатируется, что одной из причин негативных явлений в отмеченной сфере является отставание в развитии российской инфраструктуры финансового рынка, в том числе учетной системы, несущей в себе элементы нерыночного риска, связанного с учетом прав собственности на ценные бумаги. В связи с указанным определяется, что одним из главных направлений государственной политики по развитию финансового рынка в среднесрочной перспективе является создание необходимых предпосылок для формирования конкурентоспособных институтов финансового рынка, в том числе путем совершенствования учетно-расчетной инфраструктуры фондового рынка.

Одним из актуальных вопросов учета прав на именные эмиссионные ценные бумаги является обеспечение достоверности данных реестров владельцев таких ценных бумаг.

Развитие нормативной базы свидетельствует о значимости данной проблемы, Так, предложенный Федеральной службой по финансовым рынкам для обсуждения Проект Положения о ведении реестра владельцев ценных бумаг предусматривает меры, направленные на обеспечение исключения возможности внесения

--56--

в реестр недостоверных данных[3]. В частности, в предлагаемой редакции детализирован порядок передачи реестра, повышаются требования к порядку открытия лицевых счетов, внесению изменений о зарегистрированном лице, удостоверению полномочий уполномоченных лиц, передачи ценных бумаг. Кроме того, расширены основания для отказа регистратором во внесении записи в реестр с одновременным обеспечением прав владельцев ценных бумаг.

Также Приказом ФСФР РФ от 27.12.2007 №07-113/пз-н «О требованиях к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг»[4] закреплены положения о необходимости наличия в штате эмитента именных ценных бумаг не менее одного работника, имеющего квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг, ответственность за ведение и хранение реестра владельцев именных ценных бумаг не может быть возложена на иных лиц или иные органы управления эмитента именных ценных бумаг, кроме лица, занимающего должность (осуществляющего функции) единоличного исполнительного органа эмитента именных ценных бумаг (п. 2.1, п. 2.2 данного акта).

Система учета прав на именные эмиссионные ценные бумаги состоит из двух институтов: деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг и депозитарная деятельность. Порядок осуществления деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг закреплен ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг, ст.ст. 44-46 Закона об акционерных обществах[5], Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ от 2 октября 1997 г. №27 (Далее – Положение о ведении реестра). Порядок осуществления депозитарной деятельности – ст. 7 Закона о рынке ценных бумаг и Постановление ФКЦБ от 16 октября 1997 г. №36 «Об утверждении положения о депозитарной деятельности в РФ. Держателем реестра может является либо эмитент (лицо, осуществившее размещение ценных бумаг), либо другое юридическое лицо, на основании договора с эмитентом, являющееся профессиональным участником рынка ценных бумаг, и имеющим лицензию на осуществление соответствующей деятельности. Причем требования Положения о ведении реестра являются обязательными как для регистраторов – профессиональных участников рынка ценных бумаг, так и для эмитентов, осуществляющих ведение своего реестра владельцев именных ценных бумаг самостоятельно (п. 2 названного постановления). Законодательством в целях обеспечения прав инвесторов, круг которых порой может быть очень широк, и обеспечения достоверности данных реестров, установлены ограничения на ведение реестра эмитентом: в соответствии с п. 3 ст. 44 Закона об акционерных обществах, в обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра должен быть специализированный регистратор (до 1 января 2002 г. ведение реестра эмитентом допускалось, если количество акционеров не превышало 500). Следует отметить, что чаще всего основные проблемы, связанные с нарушением прав инвесторов в сфере учета прав на акций, возникают, как правило, в тех случаях, когда реестр ведет сам эмитент.

Нормы, устанавливающие порядок учета и перехода прав на бездокументарные ценные бумаги, являются по большей части императивными, хотя и влияют на развитие частноправовых отношений, носят публичный характер. Регулирование данных отношений нормами публичного характера объясняется спецификой предмета регулирования, необходимостью обеспечения прав и интересов большой группы лиц и контроля за их соблюдением, четкостью вариантов действий участников отношений и др. Также помимо обеспечения интересов участников отношений, учетная система на рынке ценных бумаг выполняет публичные функции, характерные для любого учета прав на имущество. Например, функции по исполнению актов государственных и судебных органов о предоставлении информации, наложению ареста, обращению взыскания, предоставлению данных для целей налогообложения.

В литературе встречаются мнения о необходимости передачи функций учета прав государственным институтам[6], что, в частности, могло найти свое выражение в создании единого государственного реестра акционеров. Введение единой системы учета нрав на именные эмиссионные ценные бумаги во многом было бы направлено на повышение достоверности сведений, содержащихся в данном реестре, их сохранности, обеспечение ряда публичных интересов - получение сведений государственными органами (налоговыми, правоохранительными органами, судебными приставами - исполнителями и т.д.) для реализации своих функций, в какой-то мере, облегчение контроля за соблюдением налогового, антимонопольного и другого законодательства и, как отмечается в литературе, снижение количества допускаемых нарушений. Однако практика показала, что предпринимательская деятельность по данному направлению ведется на высоком уровне, и существующие механизмы (лицензирование деятельности, сертификация программного обеспечения, требования к активам данных организаций, страхование их ответственности, закрытый перечень оснований отказа во внесении записи

--57--

в реестр, причем за соблюдение требований к оформлению документов, не рассматривая основания отчуждения акций и др.) обеспечивают интересы участников рынка. Более полное обеспечение же обозначенных интересов возможно за счет введения механизмов в рамках существующей учетной системы.

Встречающиеся нарушения в большей части также были бы возможны и со стороны государственных организаций, ответственность за которые только в этом случае будет возложена на бюджет. Помимо указанного, государство в настоящее время вряд ли в состоянии самостоятельно обеспечить полное функционирование институтов учетной системы, надлежащим образом отвечающее интересам участников данных отношений, в силу организационных, финансовых и других причин.

Вместе с тем в качестве предложений к развитию нормативной базы, регулирующей учетную систему, можно высказать:

-     установление требования о ведении реестра специализированными организациями, число владельцев размещенных эмитентом эмиссионных ценных бумаг которых составляет более одного. В настоящее время эмитент обязан передать ведение реестра специализированной организации, если число зарегистрированных в нем акционеров более 50 (если количество владельцев других эмиссионных ценные бумаги превышает 500), если это число менее 50, то такая обязанность отсутствует (ст. 44 Закона об акционерных обществах, ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг).

-     ужесточение нормативных требований к обеспечению сохранности данных, составляющих систему депозитарного учета, а особенно документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Причем данные требования должны носить нормативный характер, а не регулироваться локальными актами регистратора, что имеет место в настоящее время – п. 10.1.2. Положения о ведении реестра владельцев ценных бумаг. Реализация данных предложений будет являться одной из гарантий обеспечения достоверности и сохранности данных реестра владельцев ценных бумаг. В тоже время их введение будет иметь требуемый эффект при реализации предыдущего предложения о необходимости ведения реестра профессиональным участником, так как соблюдение данных требований будет являться одним из условий осуществления лицензионной деятельности, профессиональные участники более дисциплинированы и реализация контроля регулирующим органом за соблюдением данных требований с их стороны осуществляется намного проще.

Следующее, это вопрос передачи реестра от одного его держателя другому. Порядок передачи реестра определен утвержденным постановлением ФКЦБ от 24 июня 1997 г. № 21 Положением о передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных цепных бумаг. Процедура передачи системы ведения реестра осуществляется в срок не более трех рабочих дней и оформляется актом приема-передачи. В течение процедуры передачи системы ведения реестра ни один из регистраторов (ни прежний, ни новый) не вправе принимать распоряжения на проведение операций в реестре и, соответственно, выдавать выписки из реестра. Эмитент обязан раскрыть информацию о смене регистратора в установленном указанным актом порядке (чтобы владельцы ценных бумаг знали, что изменилось лицо, осуществляющее учет прав на ценные бумаги). Анализ практики (особенно если ее рассматривать в контексте проблемы корпоративных захватов и недружественных поглощений[7]) свидетельствует о наличии двух основных проблем в поднятом вопросе:

-     установленные процедуры передачи не обеспечивают информирования акционеров о смене лица, осуществляющего учет прав на паяные бумаги. В соответствии с п. 9 Положения о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра, эмитент обязан опубликовать уведомление в периодическом печатном издании с тиражом не менее 50 тысяч экземпляров и (или) письменно уведомить зарегистрированных лиц о прекращении действия договора на ведение реестра и о начале процедуры замены регистратора в срок не позднее чем за 25 дней я даты прекращения действия договора (также возможно последующее уведомление о данном факте после окончания процедуры передачи – п. 15 названного акта). Неопределенность печатного органа и альтернативность порядка уведомления используют недобросовестные участники, следствием чего является отсутствие информации у акционеров о смене регистратора.

-     акционерное общество вправе вести реестр самостоятельно (если количество акционеров не превышает пятидесяти) либо поручить его ведение одному из специализированных регистраторов, при этом решение о передаче реестра отнесено к компетенции совета директоров общества, а если такой орган отсутствует – к компетенции собрания (ст. ст. 44, 64, 65 Закона об акционерных обществах, ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг). В период корпоративных конфликтов возникают ситуации, когда решение о передаче реестра другому регистратору принимается нелегитимными органами управления (или одним из действующих «параллельных» органов), и сама процедура осуществляется

--58--

при участии нелегитимных органов управления акционерного общества. Зачастую последствием таких действий является появление «двойного» реестра, затруднения в реализации акционерами прав, закрепленных цепными бумагами, и т. д.

Исходя из указанного, представляется необходимым внести следующее изменения в действующий порядок передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. О принятом советом директоров (а равно общим собранием акционеров, если данный вопрос отнесен к его компетенции) решении о передаче реестра другому регистратору Общество уведомляет регистрирующий орган (ИФНС), о чем делается запись в ЕГРЮЛ, а также уведомляет акционеров в порядке, предусмотренном Законом об акционерных обществах для сообщения о проведении общего собрания акционеров, в определенный срок (например, не менее чем за 20 дней) до даты передачи, с установлением требований, что передача реестра возможна только при соблюдении указанных положений. Указанные положения необходимо принимать вместе с соответствующими дополнениями в нормативные акты о регистрации юридических лиц.

И последнее, при действующей системе учета прав на именные эмиссионные ценные бумаги необходимо рассмотреть вопрос о создании единого государственного банка данных, функцией которого будет хранение данных реестров владельцев ценных бумаг всех эмитентов. Создание единого государственного банка данных введет дополнительные гарантии сохранности данных реестров и обеспечения их достоверности, не изменив существенным образом сложившуюся учетную систему.

Информация единого государственного банка данных будет отправной точкой к устранению недостоверности данных реестра владельцев ценных бумаг, в случае утраты данных реестра – к их восстановлению, и его создание в большинстве случаев лишит смысла использование таких недобросовестных приемов передела собственности как утрата реестра и ведение «двойного» реестра.

Формирование банка данных будет осуществляться путем направления регистраторами информации в электронной форме с определенной периодичностью, например раз в 7 дней, а также в случаях передачи реестра от одного реестродержателя к другому, изъятия реестра акционеров, при реализации своих полномочий правоохранительными органами. Естественно, информация, составляющая такой банк данных, должна являться конфиденциальной, с соответствующим режимом доступа к ней. Порядок и условия получения информации из единого государственного банка данных также должны быть четко регламентированы. При этом возможности получения такой информации должны быть сведены к минимуму в связи с тем, что учет прав на ценные бумаги осуществляют соответствующие институты - регистраторы и депозитарии, и предоставленные ими данные имеют правоустанавливающее значение. Получение информации из единого государственного банка нужно ограничить только случаями выявления недостоверности данных реестра или утраты этих данных и необходимости реализации установленных законом полномочий устранения или выявления ее причин, при этом предоставляемая информация должна ограничиваться рамками недостоверности. Например, такая информация должна предоставляться по запросу суда, по находящемуся в производстве делу, если стороны ссылаются на противоречивые данные реестра, запросу следственных органов в рамках возбужденного уголовного дела, федерального органа исполнительной власти в области рынка ценных бумаг при установлении недостоверности данных реестра и необходимости принятия соответствующих мер.

Для обеспечения действенности предлагаемого механизма необходимо установить административные санкции в отношении регистраторов, не исполняющих данную обязанность (штрафы, в случае неоднократности – аннулирование лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра). Расходы на содержание данного института будут невелики, и источником их покрытия могут стать средства эмитентов за счет обязательных отчислений, размер которых будет зависеть от количества владельцев размещенных ими ценных бумаг, возможно взимание данной платы с регистраторов, которые будут компенсировать данные расходы, включением их в абонентскую оплату по договору с эмитентом.

Представляется, что отмеченные меры обеспечат достоверность данных реестров акционеров, что, в свою очередь, повысит стабильность гражданского оборота в целом.

--59--



[1] Федеральный закон от 22.04.1996 №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» с: учетом поел, ред., далее по тексту - «Закон о рынке ценных бумаг».

[2] Рекомендации Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа по итогам заседания, состоявшегося 12-13 декабря 2007 г. но делам, связанным с применением корпоративного законодательства, размещены па иптерпет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа (http://wwwiasuo.ru).

[3] Проект Положения о ведении реестра владельцев цепных бумаг размешен па интернет-сайте Федеральной службы по финансовым рынкам (http://wwwicsm.ru). К полномочиям ФСФР РФ п. 5 ст. 42 Закона о рынке пенных бумаг установление требований к ведению реестра.

[4] Опубликован в «Российская газета», №30, 13.02.2008.

[5] Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», с учетом поел, ред., далее по тексту - «Закона об акционерных обществах».

[6] Майфат A.B. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: монография. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 125.

[7] Именно передача реестра является одним из приемов в рамках осуществления корпоративного захвата и недружественного поглощения.

 

Добавлено: 2011-07-09

 

Комментарии

Внимание! Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи! Вам необходимо авторизироваться через панель авторизации, которая находится справа. Если Вы еще не зарегистрированы, то, пожалуйста, пройдите регистрацию.

 


Правовая газета Статус

Совершенствование гражданского законодательства



Обновление: 09.07.2015

 

УрО РШЧП