Калмыков Юрий Хамзатович (1 января 1934г. - 16 января 1997г.)
Имя Юрия Хамзатовича Калмыкова стало широко известным в нашей стране благодаря его активной и успешной государственной деятельности. Будучи по образованию и по характеру прежде всего ученым - цивилистом, педагогом и организатором науки, он с академической кафедры шагнул в неведомое - 1989 году был избран народным депутатом СССР и окунулся в самую гущу общественной и политической жизни страны. В дальнейшем он работал председателем Комитета Верховного Совета СССР по законодательству, Министром юстиции Российской Федерации и членом Совета безопасности России, депутатом Государственной Думы первого созыва. Эту насыщенную государственную деятельность он сочетал с активной работой в национальном движении, будучи в разное время председателем Конгресса кабардинского народа, президентом Международной черкесской ассоциации. Однако везде и всегда он оставался прежде всего и больше всего цивилистом, высококлассным профессионалом законопроектной работы. [. . .]
Ю.Х. Калмыков родился в 1934 году в городке Баталпашинске на Северном Кавказе. По окончании юридического факультета Ленинградского университета и двухлетней работы народным
судьей в Ставропольском крае он поступает в аспирантуру Саратовского юридического института. Избрав карьеру ученого и педагога, Юрий Хамзатович быстро достиг профессиональных и должностных высот в этой сфере деятельности. Блестяще защищенные в 1963 г. кандидатская ("Обязательства, защищенные в 1963 г. кандидатская ("Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда имуществу") и в 1971 г. - докторская ("Правовые вопросы хозрасчета промышленного предприятия") диссертации сделали его имя безусловным авторитетом в среде ученых - цивилистов.
Блестящая научная карьера сочеталась с безупречной педагогической деятельностью. С первых аспирантских лет Юрий Хамзатович работал на кафедре; прошел все ступеньки карьеры ВУЗовского преподавателя - был ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, профессором - а в 1968 году - в 34 года стал заведующим кафедрой гражданского права одного из ведущих центров юридического образования страны - Саратовского юридического института. Несмотря на молодость, его имя как заведующего цивилистической кафедрой по праву можно поставить в один ряд с именами его коллег того времени: В.П. Грибанова (МГУ), О.С. Иоффе (ЛГУ), О.А. Красавчикова (Свердловский юридический институт), Ю.Г. Басина (Казахский государственный университет), В.А. Ойгензихта (Таджикский государственный университет). Профессором и заведующим кафедрой в Саратове он бессменно проработал свыше двадцати лет - вплоть до избрания в Верховный Совет СССР. Здесь, в Саратове, он воспитал не один десяток кандидатов и докторов наук, создал по существу, свою цивилистическую школу. Его деятельность как ученого, педагога, воспитателя научной молодежи была широко известна не только в России, но и в других республиках бывшего СССР. Его студенты и аспиранты сейчас работают в Казахстане и Таджикистане, в Узбекистане и на Украине, в Белоруссии и прибалтийских государствах. Его педагогическая и просветительская деятельность не прерывались и после ухода в политику - он всегда с интересом читал лекции, выступал с докладами на научных и нучно-практических конференциях и симпозиумах. В 1991 и 1995 годах под его редакцией в Саратове вышел двухтомный учебник по гражданскому праву. С момента создания - в 1995 году Российской школы частного права он увлеченно работал со слушателями этого нового учебного заведения, а с конца 1996 года стал его ректором.
Он прожил недолгую по современным меркам жизнь (всего 63 года), но его научная и педагогическая деятельность были весьма продолжительными и интенсивными. Он все успел - стал доктором, профессором, заведующим кафедрой, ректором, заслуженным деятелем науки и заслуженным юристом, написал свыше десяти монографий и около двухсот научных статей, воспитал свою школу.
Круг его научных интересов был достаточно широк. Если говорить о цивилистике - то его труды затрагивали, прежде всего, такие институты, как субъекты гражданского права, право собственности и другие вещные права, договорные и внедоговорные обязательства. Однако, в наибольшей степени его интересовали правовые аспекты хозрасчетных отношений на предприятии. Даже с позиций сегодняшних достижений цивилистической мысли не стоит снисходительно относиться к этой проблеме и к правомерности и обоснованности ее выбора в качестве основы научных исследований и разработок. Нельзя забывать, что в то время, когда Юрий Хамзатович готовил свою докторскую диссертацию - а это вторая половина 1960-х годов, - да и в течение последующих без малого трех десятилетий, - хозрасчетные отношения в экономике, на конкретном предприятии и т.д. - были наиболее "живой", динамично развивающейся сферой отношений, в которых в значительной степени сохранял свое значение товарно-денежный характер взаимодействия сторон. Благодаря этим особенностям, отношения по хозрасчету, пусть и "социалистическому", стали предтечей тех реформ и преобразований, которые направлены на создание и укрепление в нашей стране развитой рыночной экономики. Помимо докторской диссертации, Юрий Хамзатович посвятил этой тематике несколько монографий, активно продолжал ее разработку в целом ряде статей.
Для того, чтобы дать разностороннее представление о научных удачах и интересах Ю.Х. Калмыкова, остановимся лишь на небольшой части его научных статей и выступлений. При этом многие из них сохраняют научную актуальность не только с точки зрения темы исследования, но и исходя из тех подходов к проблеме, которые в них отражены, и из тех юридических квалификаций и выводов, которые содержатся в этих работах. [. . .]
Переходя непосредственно к работам Ю.Х. Калмыкова, следует отметить, что безупречная методология, стройность и логичность правовых конструкций, обоснованная и продуманная аргументация, культура острой научной полемики, присущие подходу Юрия Хамзатовича к решению любых юридических проблем и вопросов, проявились уже в первых его аспирантских работах - "Об элементах состава гражданского правонарушения" (1962 г.) и "Некоторые вопросы учения о гражданском правонарушении" (1963 г.).
К 1966 г. относится статья Ю.Х. Калмыкова "К понятию обязательства по оказанию услуг в гражданском праве". В ней это обязательство рассматривалось как родовое, которое не может быть сведено к договорам хранения, поручения, комиссии и экспедиции, как это было принято в цивилистической литературе 60-х годов. Символично, что эти теоретические разработки через тридцать лет нашли отражение во второй части ГК, которая предусматривает развернутую систему договоров услуг и впервые содержит особую главу о договоре возмездного оказания услуг.
Статья "О юридической природе расчетных отношений" (1974 г.) написана в тот период, когда вследствие государственной зарегулированности экономики многими авторами отрицалась договорная сущность расчетных правоотношений. Ю.Х. Калмыков обосновал не только договорную природу этого обязательства, но и самостоятельность договора расчетного счета даже в условиях социалистического хозяйствования и регулирующей функции Государственного банка.
Одна из наиболее интересных статей середины 1970-х годов, "Понятие применения гражданско-правовых норм" (1975 г.) представляет собой попытку теоретического осмысления и обобщения существовавших в то время подходов к применению многочисленных институтов гражданского права как в хозяйственной деятельности, так и в деятельности судебных и других правоприменительных органов.
В статье "Вопросы толкования и применения правовых норм" (1977 г.) рассматриваются юридические пределы использования распространительного и ограничительного толкования, аналогии закона и аналогии права. Вопросы применения гражданского законодательства по аналогии получили законодательное закрепление в главе 1 нового ГК России. Что же касается проблем толкования, то они стали особенно актуальными в последние годы "законодательной инфляции" и в этом отношении подходы, предложенные Ю.Х. Калмыковым, сохраняют не только теоретическое, но и практическое значение.
Статья "Спорные вопросы систематизации законодательства о хозяйственных договорах" (1978 г.), хотя и посвящена проблемам хозяйственных договоров в том их понимании, которое сложилось в условиях плановой социалистической экономики, интересна не только как пример высокопрофессиональной научной полемики. Значительная ее часть посвящена квалификации договора контрактации, который Ю.Х. Калмыков рассматривает как разновидность договора поставки. Напомним, что сегодня законодатель решил вопрос о квалификации этого договора следующим образом - он признает контрактацию самостоятельной разновидностью договора купли-продажи с применением к нему правил о договоре поставки в той мере, в какой этот договор не урегулирован специальными нормами о контрактации.
Статьи Ю.Х. Калмыкова 1980-х годов интересны тем, что представляют собой результат теоретического рассмотрения и обобщения автором не отдельных проблем и институтов гражданского права, а его общего взгляда на источники гражданского законодательства и их значение. Разумеется, в эти годы не прекращалась работа над отдельными институтами и проблемами гражданского права, публиковались многочисленные статьи и монографии. Статьи же "Роль Основ гражданского законодательства в регулировании хозяйственных отношений" (1981 г.) и особенно опубликованная в наиболее авторитетном в то время теоретическом правовом журнале "Советское государство и право" статья "Структура советского гражданского законодательства и перспективы ее развития" (1988 г.) являются результатом осмысления длительного этапа развития советского гражданского законодательства и необходимости его реформирования в связи с изменением социально-экономического положения в стране. В последней статье значительное внимание уделено конкретным вопросам совершенствования фундаментального акта гражданского законодательства - Основ гражданского законодательства. Эта работа является своего рода той программой в сфере гражданского права, которую судьбой было уготовано реализовать Юрию Хамзатовичу в его законотворческой деятельности.
Однако, в круг его интересов входила не только цивилистика. Примером обращения к теоретическим проблемам смежных с гражданским отраслей права может также служить статья "Условия субсидиарного применения норм гражданского законодательства к семейным отношениям" (1978 г.). В других статьях им разрабатывались вопросы не только семейного, жилищного права и других смежных отраслей, но и некоторые теоретические проблемы конституционного и государственного права. Все это позволило ему в период работы в Верховном Совете СССР и Государственной Думе на высоким профессиональном уровне участвовать в создании целого ряда законопроектов, относящихся к различным отраслям права. Помимо его работы над Основами гражданского законодательства и Гражданским кодексом, следует упомянуть, что он был членом Конституционной комиссии Съезда народных депутатов СССР, а также перечислить такие связанные с его именем союзные законы как: "О конституционном надзоре в СССР" (1989), "Об общественных объединениях граждан в СССР" (1990 г.), "О всенародном голосовании (референдуме СССР)" (1990 г.), а также проекты Конституции России (1993 г.) и Жилищного кодекса России (1994 г.). [. . .].
Однако все же главным итогом его парламентской деятельности в Верховном Совете СССР и на Съезде народных депутатов СССР можно без преувеличения назвать работу по подготовке в 1990-1991 годах новых Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, которые являлись безусловным прорывом в развитии цивилистической науки в нашей стране. Он был не только формальным руководителем группы, созданной Президиумом Верховного Совета СССР для разработки проекта Основ, не только ее защитником и представителем во всех властных структурах, но и душой авторского коллектива ученых - юристов и практиков, непосредственно готовивших текст проекта. [. . ]
Наибольший интерес в отношении этого законодательного акта представляют не научно-популярные статьи, широко публиковавшиеся в центральной печати, а гораздо менее доступные для широкой публики и даже для профессионалов выступления Ю.Х. Калмыкова в союзном парламенте при обсуждении и принятии Основ. Во время этих обсуждений он проявил себя не только как компетентный руководитель парламентского комитета по законодательству, но и как тонкий цивилист, умеющий донести существо сложных юридических конструкций до людей, даже очень далеких от юридической сферы. [. . .]. Внимательный читатель заметит, что многое из того, что было предметом острой дискуссии при принятии этого союзного акта, сохранило свою актуальность и для современного российского законодательства. Нелишним будет напомнить, что в момент принятия Основ они рассматривались и собственно их разработчиками, и принимавшим их Парламентом как первый по-настоящему рыночный закон. Появлявшиеся в то время новые субъекты рыночных отношений требовали и новых подходов к их адекватному правовому регулированию. Неудивительно поэтому, что наибольший интерес и внимание среди прочих привлекали вопросы, связанные с субъектами гражданского права - участниками гражданского оборота, для которых и сегодня, спустя семь лет после принятия Основ, не создана достаточная правовая база. [. . .]. Нельзя не отметить, что Основы впервые ввели ставший сегодня аксиомой принцип самостоятельного участия в гражданских отношениях наряду с государством и других государственных образований, к которым в то время относились автономные и административно-территоритальные образования. Еще большее место в дискуссии при принятии Основ было уделено проблемам интеллектуальной собственности, в особенности патентному праву. Наиболее острым стал вопрос о судьбе служебных изобретений, который не получил однозначного разрешения до настоящего времени. [. . .]
Несколько статей и выступлений Юрия Хамзатовича Калмыкова относятся к любимому детищу последних лет его жизни - проекту российского гражданского кодекса.
Говоря о Гражданском кодексе России, нельзя не сказать и об Исследовательском центре частного права, взявшем на себя основную работу по подготовке проекта ГК. Нельзя не упомянуть также и о том, что над проектом Кодекса работал творческий коллектив выдающихся отечественных цивилистов, который начал складываться еще во время работы над Основами 1991 г. при непосредственном участии Юрия Хамзатовича Калмыкова. Не связанный поначалу никакими формальными обязательствами и полномочиями, этот коллектив единомышленников объединился прежде всего благодаря высокому профессионализму его участников. Вместе с авторитетнейшими цивилистами и подвижниками, убежденными сторонниками реформирования гражданского законодательства на частноправовых началах - С.С. Алексеевым, С.А. Хохловым, А.Л. Маковским, Юрий Хамзатович стал одним из бесспорных лидеров этого коллектива.
В дальнейшим, с распадом союзных властных структур это сообщество единомышленников и профессионалов составило основное ядро коллектива Исследовательского центра частного права. С первого дня образования Центра Юрий Хамзатович, какие бы посты и должности не занимал, продолжал сотрудничать с этим коллективом, являлся его другом и защитником, высоким покровителем. В последние годы жизни Ю.Х. Калмыков был одним из руководителей Центра, заместителем председателя его Совета.
Вместе с этим коллективом Юрий Хамзатович участвовал в разработке Гражданского кодекса России на всех стадиях подготовки проекта. Он был не только автором первоначальных вариантов многих разделов первой и второй частей Кодекса, но и бессменно входил в основную редакционную группу, защищал и отстаивал проект во всех депутатских комиссиях, тщательно работал над поправками к проекту во время его рассмотрения в Государственной Думе. В свой последний рабочий день Юрий Хамзатович участвовал в обсуждении проекта части третьей ГК, разрабатывавшейся Исследовательским центром частного права. [. . .]
В.Ф. ЯКОВЛЕВ (Из предисловия к книге: Ю.Х. Калмыков. Избранное: Труды. Статьи. Выступления)
Информацию добавил(a): Admin Количество просмотров: 13871
Комментарии
Внимание! Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи! Вам необходимо авторизироваться через панель авторизации, которая находится справа. Если Вы еще не зарегистрированы, то, пожалуйста, пройдите регистрацию.