И опять организаторы обрадовали именитыми гостями и их содержательными докладами.
Приводим стенограмму выступления Яковлева Вениамина Федоровича, Советника Президента Российской Федерации на тему «О факторах эффективности правового регулирования экономических отношений»
« XX век был веком поисков и колоссальных по своим масштабам экспериментов. Объектами этих экспериментов были собственность, как частная, так и публичная, и власть, как демократическая, так и тоталитарная. XX век дает нам богатейший материал для анализа, и очень важно, чтобы мы извлекли уроки из этого огромного опыта. Уроки, которые были бы позитивными как для сегодняшнего дня, так и для будущего мирового сообщества.
Попытаюсь сформулировать некоторые из этих уроков.
Урок 1. Отправной позицией развитого, цивилизованного общества должен быть человек, его свободы, его права, сохранение благоприятной среды его существования, его развитие, его достойная жизнь. Только те общества достигают стратегических успехов, которые отправляются с этой базовой позиции.
Урок 2. И собственность, как частная, так и публичная, и власть являются краеугольными основами развития современного общества. Они могут быть большим благом для человека и для государства, но могут и представлять для человека немалую опасность, и опасность эта заключена в возможности злоупотребления, как большой собственностью, так и властью. Наихудший вариант – когда они сопрягаются, и начинается злоупотребление и тем и другим: и властью и собственностью. Это и является основанием такого явления как коррупция. Как сделать так, чтобы и власть, и собственность были для людей благом, а не предметом злоупотреблений? Ответ один: единственное средство удержания этих благ в разумных границах – это правовое государство. Мы подчас грешим недооценкой роли государства. Мы помним этот лозунг «Рынок сам все отрегулирует!», «Дозволено все, что не запрещено!» и т.д. Мы видим, к каким разрушительным последствиям это может приводить. Отрицание роли государства – это отрицание права.
Урок 3. Для того, чтобы правовое государство функционировало эффективно и выполняло поставленные задачи, надо чтобы это было «хорошее право». Во-первых, оно должно быть достаточно полным. Это значит, что обязательно в системе должно быть частное право, должно быть публичное право. И частное право должно обладать определенным приоритетом, а публичное право должно быть главным фактором пресечения злоупотреблением чем бы то ни было, в т. ч. правом собственности и властью. И вместе они обеспечивают то, что называется балансом интересов.
Другой элемент, характеризующий «хорошее право» – это то, что оно по содержанию должно обеспечивать равенство граждан и социальную справедливость. Государство должно быть не только правовым, но и социальным. Должны быть равные исходные возможности для человека. И они создаются в определенных сферах социальной жизни, формирующих человека, его возможности. Такие как система здравоохранения, образования и культуры. Блага этих сфер должны быть равнодоступными для граждан. Отсюда вытекает необходимость существования системы бесплатного здравоохранения, образования, культуры. И тогда обеспечиваются благоприятные условия для реализации права.
Урок 4. Необходима тщательно отработанная система правоприменения и защиты прав и свобод граждан. В сфере применения главным врагом является коррупция. Коррупция – это приватизация власти. Коррупция сводит действие права на нет.
Россия идет по пути формирования правового государства. Но предпосылки правового государства еще не означает ее реальность. Ключевые моменты – это совершенствование гражданского законодательства.
Я сказал об уроках, теперь я немного скажу о России. Россия прошла через эти все эксперименты. Сегодня Россия идет по пути формирования правового государства. В России созданы для этого все необходимые условия: Конституция, которая действительно обеспечивает разделение властей, возможности формирования хорошей правовой системы, создана достаточно эффективная система исполнительной и судебной власти.
Но предпосылки формирования правового государства еще не означают ее реальность. Нам еще предстоит целенаправленная работа по его формированию. Ключевым моментом этой работы является, конечно, совершенствование законодательства. Например, мы сейчас совершенствуем наш Гражданский кодекс, хороший Гражданский кодекс, один из лучших в Европе, и об этом говорят наши европейские коллеги, и тем не менее, его создавали 20 лет назад. Сейчас появился опыт налаживания гражданского оборота, мы видим сильные и слабые места нашего гражданского законодательства. Вот почему по поручению Президента подготовлена Концепция совершенствования гражданского законодательства. С середины идет над этим работа. В конце 2009 года Концепция утверждена на Совете по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, затем мы потратили более года для подготовки законопроекта.
Наступил решающий этап – внесение законопроекта в Государственную Думу. И на этом этапе развернулись обширные дискуссии. Мы стоим перед выбором – или дать такую же свободу, которую дали в 90-е годы, или более тщательно отработать механизмы, предотвращающие правонарушения. Безграничная свобода и правообладание – это нарушение прав других лиц, причем наиболее слабых.
Надо стабилизировать оборот, надо чтобы сделки не смогли так легко разрушаться, когда не хочется их выполнять. Нам предлагают безотзывные доверенности, неснижаемую неустойку и т.д. Как раз это все можно использовать как инструменты, чтобы оставить без защиты наиболее слабых участников оборота. Такая экономика не является привлекательной для инвесторов. Выбор надо сделать в пользу тех механизмов, которые хорошо сейчас действуют в странах Европы
И еще один важный момент. Если частное право развивается на основе концепции, то концепции совершенствования публичного законодательства у нас все еще нет. А пора бы иметь. И очень хорошо, что на Конгрессе этим вопросам уделяется достаточно серьезное внимание»
Следите за изменениями на нашем сайте! Вскоре будет размещены обзоры по круглым столам:
Модернизация гражданского законодательства России: продолжение дискуссии (координаторы: Яковлев В.Ф. советник Президента Российской Федерации, Крашенинников П.В. председатель Комитета ГД РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, Сазонова М.И., Президент Федеральной нотариальной палаты, Гонгало Б.М., заведующий кафедрой гражданского права УрГЮА)
Роль нотариата в реализации реформы гражданского законодательства (координаторы: Сазонова М.И., Президент Федеральной нотариальной палаты; Ярков В.В., заведующий кафедрой гражданского процесса УрГЮА, Гонгало Б.М., заведующий кафедрой гражданского права УрГЮА; Лехтинен Л., доктор права, профессор, Финляндия)
Видеозапись пленарного заседания Европейско-Азиатского правового конгресса 2011 г.
Содержание:
Крашенинников Павел Владимирович, Председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, Председатель Ассоциации юристов России Открытие, приветственное слово
Гредин Анатолий Леонидович, Председатель Правительства Свердловской области Приветственное слово
Яковлев Вениамин Федорович, Советник Президента Российской Федерации, сопредседатель Ассоциации юристов России «О факторах эффективности правового регулирования экономических отношений»
Степашин Сергей Вадимович, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, сопредседатель Ассоциации юристов России
Чжоу Чэнкуй, вице-президент Китайского юридического общества «Модернизация конституционного законодательства в Китае»
Козицын Андрей Анатольевич, генеральный директор ООО «УГМК - холдинг»
Батлер Уильям, профессор Университета штата Пенсильвания, профессор Школы права Диккинсона «Британское антикоррупционное законодательство»
Сазонова Мария Ивановна, Президент Федеральной нотариальной палаты «Роль нотариата в обеспечении правовой безопасности гражданского оборота»
Тянь Пиньань, вице-президент Китайского юридического общества «Направление развития гражданского процессуального законодательства в Китае»
Паскуале Пистоне, профессор Венского университета экономики и бизнеса, профессор Университета Салерно, консультант Суда Европейского Союза «Проблемы мультилингвистической интерпретации международных налоговых договоров»
Гуань Сяофэн, член Совета Китайского юридического общества, заместитель директора Института предпринимательского права Китайского политико-правового университета «Направление развития реформы законодательства регулирующего деятельность акционерных компаний в Китае»
1 часть
2 часть
Фото, видео: Нуриев Нуру.
Текст: Вербицкая Юлия.
Дата добавления: 26.05.2011
Если Вы хотите сделать ссылку на данный материал в научной работе, то Вам поможет Ссылка в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5–2008 (БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА: Общие требования и правила составления).
Пятая сессия Европейско-Азиатского правового конгресса // Цивилистика – Интернет-портал о науке гражданского права: [сайт]. 2011. URL:http://civilista.ru/news.php?id=24 (дата обращения: 26.05.2011).