Жадность фраера сгубила или джазовый взгляд на авторское право
В чем кроятся корни современного Интернет-пиратства?
Вправе ли наследники ставить запреты на использование произведений своих предков?
И что делать с торрентами?
Об этих и многих других вопросах из сферы авторского права мы поговорили с известным джазовым музыкантом, композитором Даниилом Крамером.
Мы продолжаем серию интервью, посвященную авторскому праву. И в очередной раз интервью мы брали не у юристов, а у музыкантов – непосредственных носителей этих авторских прав.
Надо сказать, что в этот раз удалось собрать очень хороший урожай интересных мнений и даже предложений по совершенствованию гражданского законодательства.
Эту возможность уже не в первый раз любезно предоставила Свердловская филармония, и в рамках фестиваля «Снежный джаз», что проходил в Екатеринбурге 16-17 декабря 2011 г., мы смогли услышать мнение участников фестиваля по поводу авторских и исключительных прав.
Вот что ответили музыканты на вопрос об отношении к свободному обмену записями в некоммерческих целях в сети Интернет (например на торрентах).
Заза Миминошвили («The Shin»): «Это реальность, которая пришла, и музыкальная индустрия пока еще не очень поняла как на это нужно реагировать. И все это будет развиваться. Но для нас на первый план выходит живая игра на концертах»
Марко Галаневич («Дахабраха»): «Все наши записи мы сразу выкладываем на своем сайте в Интернете, и спокойно относимся к тому, что люди слушают в Интернете нас бесплатно»
Сергей Старостин: «Можно было бы конечно жутко возмутиться на все это происходящее, то, что совершенно беспардонно все выкладывается людьми, которые к этому не имеют никакого отношения, и не прикладывали никаких усилий для того, чтобы это все создать. Но тут возмущайся не возмущайся, а это джин, которого из бутылки уже выпустили. Конечно, нужно искать цивилизованные формы обмена этой информацией с заинтересованной публикой, чтобы музыкант не чувствовал себя совершенно обделенным. Это задача организационная и юридическая. Хотя можно себя ощущать человеком дарующим. В нашем современном обществе ничего нельзя получить бесплатно, кроме музыки. То есть мы в социальном смысле чувствуем себя более благородными»
Даниил Крамер: «Сергей, ты это скажи Warner brothers или наследника Гершвина. Сейчас эта проблема никак не решается, она дошла до того, что музыканты перестали писать чужие произведения, т.к. они не способны после этого издать диски. На очистку уходит целое состояние. В результате вынуждены записывать только записи авторской музыки, даже когда ее не хочешь писать, просто потому что у музыканта не хватит денег очистить диск, поскольку появились монополисты-монстры типа Warner brothers, которые твоей речи не слышали».
Затем уже более подробно на эту и другие темы из сферы авторских прав мы пообщались с Даниилом Крамером.
С Вашей точки зрения что бы можно было изменить в части регулирования исключительных прав, как это лучше организовать?
"я частично воспринимаю эти законы против пиратства как провокацию к пиратству"
У меня весьма двойственное отношение к тому, что мы называем пиратством. Я и за, и против пиратства, как это ни странно, будучи зарегистрированным в РАО автором. Я отдаю себе отчет в том, что законы против пиратства очень часто нарушают право тех, у кого недостаточно денег, на получение своей части культуры. И потом, я частично воспринимаю эти законы против пиратства как провокацию к пиратству. Потому что, когда человека лишают возможности, он начинает искать способ как это сделать. На мой взгляд то, что сейчас делается в Интернете с бесплатной музыкой – это следствие того, что такие фирмы как Warner brothers или наследники Гершвина и прочие монополисты авторских прав скупили эти авторские права, взвинтили цены на очистку дисков и сделали так, что человек, у которого не очень много денег, просто не может купить себе этот диск. Так, чтобы получить права на одну джазовую тему я должен заплатить порядка 500 долларов. Хотя это моя импровизация, хотя все остальное мое, но тема чужая.
И что это как не прямая провокация к пиратству? Всегда, когда мы видим следствие, сначала нужно поискать причину. Если мы видим следствие, которое называем пиратство, давайте поищем причину почему оно взялось. Монополисты взвинтили цены и заставили музыкантов и производителей дисков взвинтить цены на свою продукцию. Это одна сторона медали. А другая сторона медали – музыкантам надо на что-то жить. И пиратство, нарушая их авторские права, лишает их средств к существованию. Но и та, и другая крайность убивает и тех, и других.
Поэтому как и во всем на свете, здесь нужна мера. Нужны законы против пиратства, но в меру. Они возникнут только тогда, когда начнется нормальное разумное регулирование цен по очистке авторских прав. А сейчас оно чудовищно.
Да, понятно, они вправе установить любую цену, а вы можете купить или нет.
Да, они диктуют цены, они монополисты, и до тех пор, пока не будут изменены законы об авторском праве, международные законы об авторском праве, ситуация будет плачевная.
То есть Вы предлагаете зафиксировать на законодательном уровне какую-то максимальную стоимость за произведение?
Да, во всяком случае, эта максимальная стоимость должна исходить из цены на диск, из доступной цены на диск. Если музыкант желает сделать свой диск на продажу по 20 долларов, тогда, наверное, для него и очистка должна быть по одной цене. А те, кто желает продавать свой диск по 5 долларов, наверное, для них очистка должна быть по другой цене, потому что их диск делается как доступный.
Также нужно исходить из разумного регулирования цен по отчислениям для агентств по защите авторских прав.
По Вашему мнению, сейчас они не разумные?
На мой взгляд положение с авторскими правами на сегодняшний день какое-то странное, я не вижу защиту авторских прав, я вижу только защиту эту защиту в том, что представители РАО заставляют концертные залы заполнять отчетность и тем самым я, якобы, получаю свои деньги за мои произведения. Казалось бы, это в моих интересах.
Вот как раз интересно, а композитор в реальности получает эти деньги и в полном объеме?
Да, я получаю. Хотя не могу проконтролировать. У меня с РАО были всякие истории, иногда курьезные и чуть ли не приводившие к тому, что я хотел прервать свои контракты с РАО.
Приходилось менять заявленных в концерте композиторов из-за этого?
"Чем жаднее чувствуют себя производители и владельцы прав, тем больше потуга людей к пиратству"
Да, композиторов менять приходилось. Иногда ко мне обращаются концертные залы, которые не в состоянии платить эти проценты. Они ко мне обращаются с просьбой: «Пожалуйста, откажитесь от авторских прав». Опять же, здесь нет дифференциации, и некоторые концертные залы просто не в состоянии заплатить, они и так еле-еле в ноль выходят, и чтобы не выходить в минус, они обращаются к автором с просьбой «Откажитесь от своих денег». Курьезно, правда?
Но это тот мир авторских прав, в котором мы сейчас живем.
Не это главное, не проценты по отчислению за авторские права. Главная причина бед, на мой взгляд, и главная причина в том, что люди во всем мире рвутся к пиратству и скачивают все бесплатно, в жадности. Чем жаднее чувствуют себя производители и владельцы прав, тем больше потуга людей к пиратству. Действие равно противодействию.
Может быть нужно подумать над выработкой новой системы обмена этой информации, тем более, что многие говорят, что рынок CD отмирает?
Нет, рынок CD не отмирает. Люди хотят иметь с собой музыку, люди хотят слушать ее в машине, люди хотят иметь диски дома, не в Интернете, в Интернете слушает молодежь. Люди покупают хорошую аппаратуру домой не для того, чтобы из Интернета слушать.
Это производители и владельцы прав должны бить себя по голове за свою собственную жадность. Ели бы вместо тех же 500 долларов за очистку они бы брали 50, то производители дисков могли бы продавать диски не по 15 евро, а по 5. Все равно себестоимость диска на несколько порядков ниже, чем существующая цена. Но покупатель оплачивает такое количество людей: авторские права, исполнителей, студию, налоги, налоги магазина, служащих магазина, услуги транспорта, НДС, услуги посредников. И при этом все равно, мало кто об этом знает, с него дополнительно еще сдирают минимум 300-400% сверху. У тех, кто производит диски самиздатом, себестоимость дисков на выходе составляет около трех долларов. Если сам платишь за запись, то в любом случае не больше пяти долларов. А продаются эти диски в магазинах по 17 долларов.
Как Вы относитесь к размещению записей на торрентах?
"И если бы у меня была месячная оплата на торренте рублей 50, думаете я отказался бы оплатить эти пару долларов?"
Да я сам кучу фильмом скачал с торрентов. У меня диск 500 гб, который занят фильмами с торрентов. Если бы я на дисках имел 200 фильмов, то я бы загнулся от тяжести, а тут я все могу закачать на небольшой жесткий диск. Сейчас я скачиваю бесплатно, но я бы не отказался заплатить непосредственно тем, кто над этим работал. И если бы у меня была месячная оплата на торренте рублей 50, думаете я отказался бы оплатить эти пару долларов? Нет, конечно, не отказался бы. Но мне либо предлагают оплату, которая меня совершенно не устраивает – это жадность. Либо предлагают качать бесплатно. Ну хорошо, я буду качать бесплатно.
"Почему наследники Гершвина должны получить право лишить народы наследия своего предка? Не они писали эту музыку, и не они должны решать то, что должен решать сам Гершвин"
Еще раз подчеркиваю, что должно быть чувство меры. Но это невозможно объяснить ни владельцам-монополистам, ни производителям цен и создателям законов. Жадность беспредельна, и она – первопричина огромного количества проблем. Проблемы эти не решить одними законами, проблему можно решить только одним – ограничивать жадность.
Почему наследники Гершвина должны получить право лишить народы наследия своего предка? Не они писали эту музыку, и не они должны решать то, что должен решать сам Гершвин. Мы никто не знаем, чего хотел сам Гершвин. Хотел ли он, чтобы его наследники закрыли доступ ко многим его произведениям? Он не для этого писал, он не «в ящик» писал. Но наследники Гершвина в силу законов просто закрыли доступ к музыке Гершвина.
Также мы не знаем по поводу умерших производителей джазовых тем, чего они хотели. Сейчас Warner brothers скупила права на огромное количество джазовых вечно зеленых тем, и теперь оно решает, будет ли музыкант их записывать. Но при этом не учитывается мнение тех, кто их написал. Может быть, они бы сказали: а я хочу, чтобы все бесплатно это делали, чтобы моя тема игралась всеми музыкантами мира. Это никем не учитывается, потому что жадность диктует свои законы.
А то что Ваша музыка лежит на торрентах, Вам не обидно за это?
С одной стороны меня лишают моих денег. Я старался, я писал, работал, трудился, я этим живу, я профессиональный музыкант. С другой стороны, я понимаю, что как только это начнут продавать официально, то я получу свою маленькую часть, и на мне начнут нагревать руки громадное количество людей, которое никакого отношения к моей музыке не имеет. Они откуда-то взялись, говорят: «Мы тебя защищаем, мы тебя производим». Да блин горелый! Если бы была какая-то другая система, при которой люди, которые слушают твою музыку, могли бы заплатить, например, 10 рублей напрямую, а не 10 000 опосредовано, наверное, это было бы лучше. Но как это изобрести? Человечество построило такую систему, при которой ничего невозможно сделать без посредника, и эти посредники нагревают руки на всем. При этом сами ничего не производят. Они только хорошо знают, как продать, как сделать такие законы, чтобы подороже стоило, и чтобы деньги липли именно к рукам посредника.
Беседовала Юлия Вербицкая.
Фоторепортаж:
Дата добавления: 25.12.2011
Если Вы хотите сделать ссылку на данный материал в научной работе, то Вам поможет Ссылка в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5–2008 (БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА: Общие требования и правила составления).
Жадность фраера сгубила или джазовый взгляд на авторское право // Цивилистика – Интернет-портал о науке гражданского права: [сайт]. 2011. URL:http://civilista.ru/news.php?id=31 (дата обращения: 25.12.2011).