Проблемы защиты авторского права в сфере web-журналистики Рунета
Пресс-завтрак на эту тему состоялся 18 сентября в отеле «Сенатор» Организаторами мероприятия выступили Екатеринбургский пресс-центр РИА «ФедералПресс» и Центр правовых практик.
В условиях стремительного развития сети Интернет как четвертого вида средств массовой информации, web-журналистика получает всё большее распространение. За сравнительно короткий срок она превратилась в могучий фактор, влияющий наряду с печатью, радиожурналистикой и тележурналистикой на все сферы социально-экономической, общественно-политической, научной, культурной и досуговой жизни современного общества. Web-журналистику часто называют сетевой журналистикой, кибер-журналистикой, виртуальной журналистикой или же просто Интернет-журналистикой, что ничуть не меняет её социальной роли.
Кроме этого печать, радио и телевидение так же повсеместно используют Интернет для ускорения доставки информации до потенциального потребителя.
Важнейшее значение на сегодняшний день приобретает защита авторских прав той или иной информации в сфере сетевой журналистики. На сегодняшний день Интернет успел реализовать, пожалуй, все возможные варианты нарушения авторских прав: самовольную публикацию без согласия автора и без ссылок на авторский текст, плагиат, публикацию текста с многочисленными ошибками и даже приписывание текста не тому автору. Виртуальные «похитители» текста порой даже не знают о существовании значка копирайт, что не освобождает их от ответственности.
Как осуществляется и какими законодательными актами регламентируется авторское право в интернет-журналистике?
Какие нарушения наиболее распространены на сегодняшний день?
Какова должна быть доказательная база в случае нарушения авторских прав?
Как можно обезопасить себя от посягательств на авторство текста?
Существуют ли реальные случаи административного разбирательства по делу о нарушении авторских прав в итнернет-журналистике?
На эти и многие другие вопросы журналистов отвечали:
Ведущий адвокат по авторским и патентным делам, советник по правовым вопросам Русской избирательной компании Сергей Владимирович Байгулов
Президент Дома экономики и права, Международного центра защиты прав Георгий Валерьянович Абшилава,
аспирант кафедры гражданского процесса УрГЮА Станислав Андреевич Голунов, магистр права,
директор Юридической фирмы «Юста Аура» Евгений Александрович Дедков
Модератор пресс-завтрака – Ольга Печёркина - Координатор «ФедералПресс-Центра» в Екатеринбурге
Сергей Владимирович, существует ли вообще понятие авторского права применительно к веб-журналистике?
Сергей Байгулов: «В начале хотелось бы сказать, что сам вопрос – существует ли вообще авторское право – странен. Не имеет значения, существует ли это в Интернет-журналистике или в какой-либо другой журналистике. Авторское право существует само по себе, т.е. хотим ли мы этого или нет.
Как мы относимся к авторскому праву? К сожалению, сложилась такая тенденция и понимание со времен Советского союза, что всё общественное, всё доступно, авторское право не столь существенно. И 10 лет назад у юристов существовало такое мнение, что интеллектуальная собственность – это не собственность вовсе. Сейчас эта ситуация переборолась, и в Интернете авторское право действует. Связано это с многими факторами. Вопрос развития авторского права происходит с вступлением России в ВТО. Экономика зарубежных стран очень сильно опирается на нематериальные активы. Нематериальные активы имеют значительную степень составляющей части предприятия (на рынке ценных бумаг). С приходом иностранных компаний значительная часть исков наших российским предприятиям может быть увеличена, потому что там принято защищать свои нематериальные активы и нематериальную собственность».
Какие нарушения авторского права в Интернете наиболее распространены?
Сергей Байгулов: «Безусловно, самое главное нарушение – это копирование, распространение произведений (аудиовизуальные произведения, кинофильмы, MP3-книги, продукция, связанная с эстрадой и др.). Существуют нарушения, связанные с передачей, публикацией, перепубликацией, присвоением авторства чужих статей, авторских материалов и т.д. Это типичные распространенные случаи».
Скажите, пожалуйста, мы – журналисты пишем статью, однако мы не специалисты в отдельных областях. Поэтому приходится прибегать к помощи Интернета – вставлять кусочки текста в статью. Это является нарушением авторских прав?
Евгений Дедков: «Применительно к теме сегодняшней беседы и авторских прав я хотел бы обратить внимание о таких принципиальных моментах в данной сфере, которые нужно знать. Первый момент – ключевой – понятие объекта авторских прав. Существует общее понятие объекта об отношении, которое заключается в законном или незаконном использовании. Общий признак объекта – наличие творческого характера в его создании и объективная форма выражения такого объекта. При этом применительно к действиям СМИ необходимо иметь в виду, что законодательство об авторском праве и смежных правах. Существует исключения из охраняемых правом объектов – сообщения, имеющие исключительно информационный характер – сообщения о текущих новостных событиях (по сути дела это лента новостей). То, что публикуют новостные агентства, можно совершенно спокойно брать и использовать без каких-либо субъективных оценок.
Та новостная статья, которую написал журналист, это уже является объектом авторских прав. В первую очередь хочу обратить внимание всех журналистов на статью 1274 ГК РФ, которая предусматривает: в случае свободного использования произведений, объект которых охраняется авторским правом, т.е. без согласия правообладателя, без выплаты какого-либо вознаграждения, можно это использовать. В этой норме предусмотрены такие способы использования как цитирование в объеме оправданном для цели цитирования; допускается воспроизведение, передача в эфир, распространение по кабелю произведений. Есть оговорка – если правообладатель не запретил такие действия.
Применительно к этой норме, как показывает практика, журналисты очень часто неправильно понимают смысл этой нормы. Во-первых, следует обратить внимание на то, что допускается свободное использование таких произведений, если это не было запрещено. Соответственно, если копируется статья с какого-то информационного ресурса или, скажем так, из печатного источника СМИ, то необходимо в юридической информации, которая размещена на сайте, посмотреть условия использования данных авторских материалов. Если правообладатель говорит, что использование не допускается, значит, действия по использованию неправомерны. Эти действия – без согласия автора, без заключения лицензионного договора будут являться незаконными и повлекут соответствующую ответственность.
Второй важный момент, который необходимо понимать – это допускается использование произведений, которые касаются освещения текущих событий: экономических, политических, социальных. Данные произведения охраняются авторским правом, т.е. журналист может приводить анализ, собственные оценки, высказывать свое мнение – это творческий материал. Тем не менее, это должен быть материал, которые имеет характер освещения текущих событий. Очень часто практика арбитражных судов показывает, что ответчики ссылались на то, что одни вправе были использовать, но не указали автора, источника заимствования этого материала. Но, например, суды удовлетворяли иски о защите нарушенных прав со ссылкой на то, что материал, который заимствовался, не носит текущего характера. Допустим, статья в юридическом журнале содержит тему, посвящённую вопросам права. Естественно, эта статья не подпадает под эти изъятия и может быть использоваться только с согласия автора.
И, третий пункт, который имеет важное правовое значение – это четко определен перечень действий, которые разрешены в отношении этих произведений. На сегодняшний момент здесь существует большая проблема.
Во-первых, само авторское право распадется на личные неимущественные права, принадлежащие автору, и исключительное право, которое может принадлежать как автору - непосредственно журналисту, так и его работодателю, либо какому-то другому хозяйствующему субъекту в области СМИ. Законодатель говорит, что в это право входит множество правомочий на произведение, в т.ч. специально выделенные в ст. 1270 ГК РФ: воспроизведение произведений, тиражирование – изготовление копий, распространение – продажа экземпляров, доведение до общего сведения – размещение информации в сети Интернет. Таким образом, конкретно определены способы использования.
Теперь применительно к Интернет-журналистике. Размещение в сети Интернет в точки зрения гражданского законодательства не является передачей в эфир или по кабелю, хотя в принципе там есть проводная связь и т.д.
Таким образом, есть специальные правомочия доведения до всеобщего сведения. Поскольку та норма, о которой мы говорим, формулируется в качестве изъятия, то, соответственно, это ограничение само по себе не может толковаться расширительно. Существует парадоксальная норма, т.е. напечатать можно, но продать газету получается уже нельзя.
Поэтому, на сегодняшний момент такое использование – высокорисковое. Допустим, если на основе этой нормы будут заимствоваться материалы без заключения лицензионного договора с правообладателем, то лицо может быть привлечено к ответственности. Но хотелось бы сказать, что сейчас в первом чтении приняты масштабные поправки к ГК РФ. Эта норма кардинально изменена. Все изъятия из авторского права дополняются правомочиями доведения до всеобщего сведения в сети Интернет».
Сергей Байгулов «Я хотел бы добавить. Действительно, эта проблема существует. В статье четко указано, что в объеме, оправданном для информационной части. Даже если вы пользуетесь статьей, информация должна быть оправдана. Бывают такие процессы, когда суд признает неоправданный объем. Оправданный объем должен носить информационную составляющую для того, чтобы вы подкрепляли свою статью какой-либо информацией. Нельзя просто процитировать всю книжку и сказать, что это оправданный объем.
Вторая проблема, которая возникает довольно часто. На предприятии или в СМИ очень интересно относятся к произведениям, в частности, возникает проблема — кто правообладатель; служебное произведение или нет».
Журналист написал статью, есть авторство, проходит какое-то определенное время, данный текст уже перекопирован на другой носитель, другое издание.Что нужно сделать, чтобы доказать свое авторство и обвинить тех людей, которые эту статью взяли?
Евгений Дедков: «В начале необходимо разобраться – кто является правообладателем, потому что понятия автора и правообладателя разные. Автор – физическое лицо (журналист). Правообладателем может автоматически являться сам журналист, либо иное лицо в силу договора (например, авторского договора заказа на создание и обеспечение деятельности СМИ), трудовых отношений. Необходимо четко понимать, в каких отношениях вы состоите и кому принадлежат права. Если это трудовые отношения, то на данный момент существует условие, которые определяют автоматическую принадлежность прав работодателю: автор создает произведение в рамках своей трудовой функции. Поэтому, если незаконно используется статья автора (формы бывают разные: плагиат – присвоение авторства; не указание или нарушение права на имя), то журналист лично обязан защищать свои права независимо от того, перешло ли право от работодателя или нет.
Если нарушается право на имя, то можно заявлять иск о признании авторства, требовать компенсации морального вреда, который на практике не составляет каких-то глобальных размеров».
Сергей Байгулов: «Рассматривая вопрос – служебное или неслужебное произведение необходимо учитывать один нюанс. Во-первых, есть понимание о том, что должно еще быть служебное задание. Если это не входило в ваше задание, вы создали произведение не в пределах рабочего времени, то это может не считаться служебным произведением.
Второе, касательно ответственности. Вопросы присвоения имени это и уголовно-правовая сфера деятельности.
Нужно понимать еще одну вещь – когда вы пишите статью для веб-журналистики, то надо знать какой ее характер – информационная часть или творческий вклад.
Относительно служебных произведений и принадлежности авторских прав хочу привести пример из собственной практики. Суть дела заключалась в следующем.
Мой доверитель – фото-журналист – занимается освещением различных спортивных мероприятий, сотрудничеством с различными СМИ. Действовала специфическая газета в г. Екатеринбурге, в которой он работал. Характер его отношений со всеми СМИ был один и тот же. Допустим, с Коммерсантом был заключен гражданско-правовой договор служебного заказа, где все было прописано и понятно. Журналист делал фотографии, делал публикации в газете. Получал вознаграждение, как выяснилось потом неофициально.
Далее выяснилось то, что газета передала фотографии другому юридическому лицу, которое изготовило для Министерства культуры альбомы для целей презентации Свердловской области, освещения спортивных событий.
Был предъявлен иск о защите авторских прав. Сумма иска была существенной. Были допрошены работники газеты, которые говорили, что этот журналист систематически с нами сотрудничал, регулярно получал денежные средства.
В итоге мы столкнулись с парадоксальным выводом суда, что несмотря на то, что ни одного документа правового характера не было подписано, вознаграждение отдавалось из кармана. Суд признал, что существовали фактические трудовые отношения. Следовательно, если были трудовые отношения, то исключительное право перешло газете. Соответственно, если исключительное право перешло газете, то здесь нет никаких нарушений».
Георгий Абшилава: «Замечу, что с таким выводом суда, конечно, согласиться нельзя. Мы рассмотрели вопрос – есть ли авторское право в Интернете. Мы шаг за шагом продумали вопрос как сохранить авторство и защитить интеллектуальную собственность.
На тот вопрос, есть ли интеллектуальная собственность и формы защиты. Мы скажем сразу – да есть. Четвертая часть Гражданского кодекса полностью посвящена этому, Кодекс РФ об административных правонарушениях тоже регулирует нарушения в сфере авторского права, Уголовные кодекс РФ. Говорить о том, что нет правового регулирования – неправильно. Другое дело – практики мало.
Шаг второй. Подлинная защита прав интеллектуальной собственности в Интернете на ваш сайт или портал начнется тогда, когда вы зарегистрируете название в виде торгового знака или торговой марки. В Роспатенте торговую марку можно зарегистрировать.
Шаг третий – регистрация прав на контент текста и изображения. Автору достаточно передать отсканированную часть текста, изображения, внешнего вида сайта и получить свидетельство о регистрации прав.
Шаг четвертый – регистрация оригинальной программы или базы данных. Все изготовители оригинальных программ или баз данных желают помимо морального удовлетворения от своего авторства получить материальную выгоду. Без государственной регистрации не обойтись – необходимо данную программу зарегистрировать в Роспатенте. Такая регистрация – есть первая защита в Интернете программиста или фирмы-правообладателя на компьютерную программу или базу данных.
Шаг пятый – регистрация имени, названия сайта, домена в качестве СМИ. Дополнительная защита выдается вместе со свидетельством о регистрации СМИ. Использовать вашу информацию без ссылок на ваш источник никто не сможет.
Шаг шестой – заключение лицензионного договора – самая надежная защита.
Шаг седьмой – сообщение правил использования контента.
Шаг восьмой – заключение лицензионного соглашения с пользователем. В таких соглашениях оговаривается порядок пользования между лицензиаром и лицензиатом».
Очень многие журналисты работают на разные издания. Порой, допустим, только начиная работу с этим изданием, мы пишем некий текст, который отправляем в издание. Издание говорит: «текст нам не подходит». Проходит какое-то время, этот текст выходит на страницах данного издания. Никаких соглашений не заключено.Как происходит защита и доказательство авторского права?
Станислав Голунов: «Для того, чтобы суд вынес решение в ваше пользу необходимо чтобы именно истец доказал все факты.
Во-первых, это факт, что у лица действительно есть права на данный вид авторского права. Защита осуществляется в зависимости от того, какие права нарушаются – личные неимущественные права, имущественные права. Если это личные неимущественные, то представление различных рукописей, отрывков, фотографий.
Может возникнуть вопрос о хронологии. Ответчик может сказать, что он раньше создал статью. В этом плане, на мой взгляд, высокий потенциал именно у фактов. Удостоверение фактов может производиться нотариусом.
Более того, если мы говорим о такой сфере как Интернет, а Интернет может легко изменяться. Сегодня статья нарушителя может там присутствовать, а завтра он ее убрал, потому что предъявлен соответствующий иск. Нарушитель всячески «заметает» следы. В этом плане на досудебной стадии нужно предъявить соответствующие доказательства. Здесь же потенциал имеет обеспечение доказательств у нотариуса. Это необходимо сделать для того, чтобы доказательственная база сохранилась на момент судебного разбирательства. Это то, что непосредственно касается самого объекта.
Во-вторых, если мы говорим об имущественных правах – спорах автором с издателями либо с третьими лицами, соответственно, необходимо представлять в суд документы, договоры, служебные инструкции, если это трудовые отношения. Если эти отношения имеют гражданско-правовой характер, то здесь именно гражданско-правовые договоры – лицензионный договор, договор авторского заказа и т.д.
Таким образом, вышесказанное применимо к установлению факта – имеете ли вы право на защиту в суде, доказывания факта самого нарушения.
Существует также проблема, которая отчасти была освещена о том, что новости или информационные сообщения изъяты из сферы действия авторского права. Это закреплено не только в ГК РФ, но и международные соглашением - Бернской конвенции. В данном случае возможно проведение экспертиз относительно того, есть ли действительно тут творческий характер или нет. Это не только к литературным произведениям имеет отношение, но и, например, к фотографиям. Существуют понятия «репортажная съемка» и фотография, которая действительно охраняется авторским правом и имеет художественную ценность. Выяснение того, присутствует ли здесь творческий характер без специальных познаний субъективно невозможно. И зачастую по такому роду делам проводятся соответствующие экспертизы, привлекаются эксперты, которые определяют какова степень творчества определенного сюжета. Экспертиза дает основание полагать, что это объект авторского права».
Сергей Байгулов: «По Интернету «гуляет» такое понятие как регистрация авторских прав. Я бы хотел всех предостеречь, т. к. регистрации авторских прав как таковой не существует, кроме добровольной регистрации на программу ЭВМ. Максимум чего вы можете – это зафиксировать обстоятельства и доказательства до суда, что вы являетесь автором.
Относительно файлов, созданных на компьютере. Практика показывает, что это совсем недостаточное доказательство. Одним из существенных доказательств является автороведческая экспертиза, которая устанавливает характер написания статьи, присущий стиль, особенности автора и т.д.
Таким образом, досудебная фиксация авторства – очень важная вещь. В последнее время практика судов исходит из того, что судьи любят ссылаться на сложившиеся трудовые отношения, совершенно забывая о том, что есть служебное задание. В статье о произведениях, созданных по заказу, говорится о том, что тот, кто создает произведения для государственных или муниципальных нужд, вначале должен получить авторские права и обеспечить их передачу соответствующим государственным органам.
Случай был такой. Автор создал произведение. Передал его СМИ, которое стало использовать произведение. Однако автор передал произведение с оговоркой – заключения договора с выплатой вознаграждения. СМИ не согласилось на такие условия и, в свою очередь, переделало произведение – что-то исключив, что-то добавив. При этом СМИ забыло, что существует также право на переработку, при котором необходимо согласие автора. В суде мы дошли до кассационной инстанции. В итоге кассационная инстанция объявила, что трудовые отношения не оформлены, есть нарушения определенных норм, и заставила федеральному издательству платить денежные средства».
Евгений Дедков: «По моему мнению, проблема доказывания авторства и в литературе, и у юристов преувеличена, потому что в авторском праве существует определенные презумпции. На самом деле предъявление претензии или иска, в котором вы утверждаете, что являетесь автором, - самое весомое доказательство авторства, т.е. первичное заявление о своем авторстве. На сегодняшний день существует действующее разъяснение ВАС РФ, где сказано, что авторское право презюмируется, а необходимость исследования вопроса об авторстве возникает, если авторство оспаривается. Так, если вы предъявляете иск нарушителю и говорите, что вы автор, правообладатель, то суд не будет требовать от вас никаких дополнительных доказательств. Если ответчик говорит, что на самом деле это не автор, тогда необходимо доказывать. Суды поступают очень просто – задается вопрос. Если ответчик говорит, что истец – не автор, то тогда ответчик должен указать кто, по его мнению, автор».
В каких ситуациях возникает уголовная ответственность при нарушении авторских прав и что грозит нарушителю?
Георгий Абшилава: «Назначается штраф в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб. Причем сколько раз использовалось чужое право, столько раз и взыскивается сумма штрафа. Размещение объектов авторского права и смежных прав в телекоммуникационных сетях является использованием этих объектов. Запись объектов авторских прав является использованием».
Евгений Дедков: «Рассматривая вопрос об уголовной ответственности в сфере нарушения авторского права, остановимся на ст. 146 УК РФ. Эта статья разделена на два типа. Первый тип ответственности – присвоение авторства (плагиат). Соответственно, если лицо говорит, что на самом деле это не настоящий автор, а я автор, то оно попадает в очень рискованную ситуацию. Тем самым присваивается чужое авторство, и лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за плагиат.
Второй тип уголовной ответственности – незаконное использование произведения, т.е. нарушение исключительных прав. Существует дополнительный квалифицирующий признак, во-первых, деяние должно иметь умышленный характер (нарушение авторских прав часто происходит по неосторожности). Второй дополнительный квалифицирующий признак – совершение преступления в крупном или особо крупном размере».
И напоследок такой вопрос. Один из наших городских Интернет-порталов столкнулся в споре с правообладателями. Потом они решили на всякий случай перевести доменное имя и хостинг на Сейшелы. Насколько это эффективно и какое правовое значение это имеет?
Сергей Байгулов: «В юриспруденции доменное имя не является собственностью, это арендуемое право.
В любом случае регистратор доменного имени регистрирует на какое-либо предприятие или физическое лицо.
Арбитражный кодекс РФ предусматривает возможность, если местонахождение ответчика находится в другом государстве, то по месту нахождения имущества можно предъявить иск здесь».
Текст: Ксения Шишляева, Вербицкая Юлия.
Дата добавления: 29.09.2012
Если Вы хотите сделать ссылку на данный материал в научной работе, то Вам поможет Ссылка в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5–2008 (БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА: Общие требования и правила составления).
Проблемы защиты авторского права в сфере web-журналистики Рунета // Цивилистика – Интернет-портал о науке гражданского права: [сайт]. 2012. URL:http://civilista.ru/news.php?id=39 (дата обращения: 29.09.2012).