Многие из нас уже давно привыкли пользоваться благами сети Интернет – смотреть фильмы в режиме on- line, читать книги, слушать музыку. И как-то так сложилось, что обычно все эти интеллектуальные и творческие блага мы получаем на безвозмездной основе (в социальных сетях, на видео-хостингах и т.д.).
Можно сказать, что сложившаяся ситуация уже давно переросла законодательство об авторском праве, а именно исключительных правах. Вопреки прямому запрету на опубликование результатов авторского труда без согласия автора или иного правообладателя, музыка, кино, книги и другие творческие произведения «расползаются» по Интернету со скоростью прямо пропорциональной популярности произведения. Причем, обычно без всякого согласия авторов, правообладателей. Хорошо это или плохо, уже однозначно не скажешь. Если раньше на рынке можно было купить пиратский диск любого исполнителя, и все общество единогласно заявляло, что это преступление, т.к. кто-то незаконно наживается на труде тех же музыкантов, актеров, режиссеров, то теперь, если говорить об Интернете, такого негативного отношения уже нет (естественно, мы не говорим о тех случаях, когда кто-то за скачивание не принадлежащего ему контента просит заплатить деньги, это точно явное пиратство).
В связи с этим самым важным для законодателя в части регулирования данного вопроса может быть взгляд на него самих правообладателей. Так, в сентябре этого года мы уже беседовали на эту тему с выдающимся музыкантом Юрием Башметом. А в начале декабря нам удалось узнать мнение сразу нескольких музыкантов: рок-музыканта, лидера группы ДДТ Юрия Шевчука, скрипача Вадима Репина и дирижера Дмитрия Лисса.
Итак, вот что разведал наш корреспондент, молодой цивилист Александр Антилов у Юрия Шевчука:
Александр Антилов: Как Вы относитесь к публикации в сети Интернет: на торрентах, социальных сетях своих композиций, и следует ли повышать штрафы за такую несанкционированную публикацию? Сейчас по Гражданскому кодексу можно взыскать миллионы.
Юрий Шевчук: «Наши альбомы мы продаем в основном на концертах. Рынок CD практически умер, как в стране, так и в мире. К этому я отношусь с одной стороны, конечно, печально. Над последним альбомом мы работали два года, мало гастролировали. Я весь этот год просидел на студии. И, конечно, печально, у нас у всех семьи, но с другой стороны, бегать с дубиной, воевать не будешь. К этому надо относиться надо как к дождю, к ветру, погоде… На нашем сайте я повесил объявление «Поддержите отечественного производителя», и многие люди стали писать. Эта свобода, которая сейчас есть в Интернете, начала разматывать какие-то важные вещи, которые есть в человеке. Любой пацан знает, что он может бесплатно скачать, но с другой стороны он знает, что он может помочь хорошему музыканту, который ему понравился, и заплатить за скачанный альбом те же деньги. Все больше и больше молодых ребят, которые мне пишут, что хотят помочь: заплатить за альбом деньги, а не бесплатно его скачать. Люди начинают задумываться, хотя и никто не видит, что они делают. Мы грешим тогда, когда никто не видит. Но этика и мораль просыпается в людях, и они начинают думать: «А сделаю я хорошую вещь, куплю у ДДТ альбом, а не буду бесплатно его скачивать». Наверное, не каждому человеку хочется быть бессовестным, пользоваться плодами других на халяву. Это радует. Это внутренняя работа, которая происходит в людях. Я на нее уповаю. Я старый идеалист».
А теперь давайте перейдем в гостеприимные стены Свердловской филармонии, где 1 декабря 2011 года прошла пресс-конференция, посвященная концерту скрипача Вадима Репина.
Примечательно, что в самом начале беседы Рустем Хасанов – первый заместитель директора Свердловской филармонии по творческой деятельности рассказал как раз о работе Виртуального концертного зала и трансляции концерта Вадима Репина через Интернет, затронув тем самым и тему нашего, казалось бы чисто цивилистического, обсуждения.
Рустем Хасанов: «Все билеты на сегодняшний концерт исчезли из продажи уже месяц назад, и мы решили расширить рамки филармонического зала: получили согласие у исполнителей на трансляцию этого концерта в сети Интернет. Правда трансляция будет закрытой. В первую очередь ее увидят члены филармонических собраний в городах нашей области. Сегодня трансляцию будут смотреть в Качканаре, Камышлове и Красноуфимске, чуть позже, уже в режиме off- line увидят слушатели, зрители остальных 17 филиалов Виртуального концертного зала, рассоложенных в городах Свердловской области. И если запись будет успешной, мы надеемся ее выложить на новом медиа-сайте Свердловской филармонии www .sgaf .tv, где формируется видео-архив филармонических записей».
Затем мы узнали мнение по поводу авторского права у самих музыкантов.
Юлия Вербицкая: «Вадим, в последнее время часто говорят, что авторское право тормозит развитие прогресса, развитие искусства. А как Вы относитесь к свободному обмену своими записями в сети Интернет в некоммерческих целях?»
Вадим Репин: «Как я отношусь к этому… Вы знаете, это целая цепочка. Это не только артисты, это и те люди, которые инвестируют в свои продукты, допустим записывающая компания, или радио, телевидение. Те, для кого это является делом жизни. То, что мои записи можно скачать и на YouTube, и везде в Интернете, к этому я уже привык. Бывает, ко мне после концерта приходят подписывать диски, о которых я понятия не имею. К сожалению, это реальность, и что тут не думай, изменить это будет очень трудно. Потому что эволюция обмена информации уже на таком уровне, что или нужно все ломать, или находить пути, как это сделать удобным для всех. Возникло несколько формул ведения дел: это itunes, где за маленькую цену можно купить треки или целиком весь альбом. Есть какие-то подписки, скажем, на месяц.
Это, конечно, сложный вопрос, чтобы на него иметь однозначное мнение и определенно действовать. Скорее, я бы сказал так, что если люди интересуются этим, это означает, что у них есть потребность. И с этой точки зрения я сказал бы, а почему бы и нет».
Дмитрий Лисс: «Есть другой аспект. Именно из-за этого записи сейчас становятся все менее и менее коммерческими. И у меня была дискуссия на эту тему, когда я обнаружил, что продюсер выпустил диск нашего оркестра с симфонией Тертеряна – абсолютно некоммерческий проект. Замечательный композитор, но на Западе мало известный. И он не только выпустил диск, но и также выложил mp3-файлы для скачивания. И я обнаружил в российском сегменте Интернета, что эту запись предлагают скачать бесплатно. Когда я связался с владельцем сайта, они были крайне удивлены моими вопросами. Ведь фактически они отбирали деньги, которые человек, как говорят, даже «не отбил». Так что, действительно, это очень сложный вопрос».
Вербицкая Юлия: «Еще один вопрос из авторского права. Бывали ли случаи, когда приходилось заменять концерт современного композитора на композитора классической эпохи из-за того, что возникали проблемы с РАО?»
Вадим Репин: «Нет, такого никогда не было. Были случаи, когда я не чувствовал себя готовым исполнять какое-то произведение в первый раз, в частности из современных композиторов. И тогда по моей просьбе мы меняли репертуар, чтобы я себя чувствовал уверенней. Два раза в жизни мне приходилось это делать, и я извлек из этого уроки. До того, пока я не решу для себя, что это произведение я могу сыграть сегодня, завтра и во сне, не буду ставить его на вырост. Такие истории были. А связанных с авторскими правами не припомню».
Рустем Хасанов: «Это проблемы организаторов концерта, потому что отчисления РАО платит тот, кто продает билеты. Исполнитель, если согласован репертуар, просто приезжает и играет».
Вадим Репин: «Да, я эти вопросы никогда не обсуждал».
Вербицкая Юлия: «Трансляция сегодня будет закрытая именно из этих соображений?»
Рустем Хасанов: «Нет, не в этом дело. Если качество записи устроит исполнителей, то мы ее разместим, тем более, что Вадим дал согласие на некоммерческое использование. То, что мы сегодня проводим в рамках Виртуального концертного зала – это по существу просветительская миссия, и это, конечно, некоммерческое использование. Представляете как здорово, что люди даже из самых отдаленных городов (например, филиал в г. Североуральске – 500 км от Екатеринбурга) могут посмотреть концерт. Есть такие места, где живет всего четыре тысячи человек, и куда можно добраться только на пароме. Понятно, что это люди, абсолютно оторваны от культурной ситуации. Областной центр перенасыщен различными событиями, а в отдаленных местах людям кроме районной библиотеки или полузакрытого центра культуры и податься некуда. И в каждой этой ячейке Лиги друзей Филармонии есть лидер, люди на волонтерских началах, на общественном самоуправлении объединяются не только вокруг разовых трансляций. Ведь мы им и выстраиваем сезон. Получается сезон Виртуального концертного зала. На этой неделе получилось, что проходит три трансляции. С этого сезона мы вводим ведущего трансляции, чтобы людям объяснять, рассказывать, знакомить с исполнителями, и чтобы люди чувствовали сопричастность к концерту. Сегодняшний концерт будет вести наш музыковед Нестерова Ирина Ивановна. 10 дней назад мы открыли мини-зал в Уктусском пансионате для престарелых и инвалидов. Опять же, это наша социальная роль, социальная миссия. Если запись будет устраивать по всем параметрам, она будет выложена в медиа-архив на сайте».
Дмитрий Лисс: «Здесь еще важна моя позиция. Наш медиа-сайт еще находится в режиме отладки, мы ищем как выстроить звук, какая нужна аппаратура. И я очень осторожно отношусь к тому, чтобы некачественная с точки зрения звукового баланса записи выходили в эфир. Иначе просто можно испортить репутацию оркестра, потому как далеко не все слушатели могут понять в чем причина такого жуткого звучания. А причина может быть просто в том, что какой-то микрофон не там стоит, или не тот микрофон, или не тот пульт. Поэтому пока что мы стараемся поаккуратнее с этим».
Рустем Хасанов: «У виртуального концертного зала ведь не только одна задача – трансляция концертов. Это и филармонические уроки в общеобразовательных школах, это и открытие мини-залов в больницах, воинских частях и т.д. Ведь помимо симфонической музыки есть джазовые концерты, этно-музыки, концерты для всей семьи, детские программы. А то, что Дмитрий Ильич сказал по поводу качества, конечно, мы не выкладываем записи до получения согласия исполнителя. Сейчас смотрят записи Денис Мацуев, Александр Чайковский, Юрий Башмет с тем, чтобы нам получить разрешение, и эти записи использовать в первую очередь в просветительских целях».
Увы, пока еще авторское право все же временами вносит дисбаланс в работу виртуального концертного зала. Так, на сайте Филармонии в книге отзывов мы нашли вопрос слушателя о трансляции концерта Александра Гиндина и Бориса Березовского:
«А где обещанная трансляция концерта 12 ноября? Ни в 18, ни в 1.00, ни в 13.00 на сайте не нашли. Подскажите, где же запись?»
И ответ: «К сожалению трансляция была отменена в самый последний момент из-за вопросов с авторским правом. Приносим свои извинения за неудобства».
Что можно сказать для подведения некоторых промежуточных итогов. Да, безусловно, вопрос этот очень сложный. Он затрагивает баланс интересов самих музыкантов, правообладателей и всего общества в целом в сфере культурного просвещения. Мы уже видим, что сами музыканты относятся к свободному обмену своими записями не так уж негативно, скорей как к сложившейся данности. Больше опасений вызывают случаи концертных записей, когда сложно отследить качество. Тот же курьезный случай, о котором рассказал Юрий Башмет – про запись с Владимиром Спиваковым, где у него перевернулась обратно страница с нотами, и пришлось замедлить темп. Хотя в итоге Юрий Абрамович сказал, что «я бы хотел с радостью встретить того, кто сделал эту запись. Ну и черт с этим тактом», т.к. это позволило зафиксировать для истории то качество игры, над которым они так долго работали.
Мы уже писали, что, в сфере исключительных прав требуются изменения в сторону либерализации обращения объектов авторских прав в некоммерческих целях. И, безусловно, при этом следует прислушиваться к мнению самих авторов, артистов.
Выражаем огромную благодарность за возможность пообщаться со звездами Свердловской Филармонии (в особенности Ольге Шихалевой, Юлии Денисенко и Рустему Хасанову), а также Елене Немченко (Концертное агентство BOMOND).
Фото: Александр Антилов, Вербицкая Юлия.
Текст: Вербицкая Юлия.
Дата добавления: 09.12.2011
Если Вы хотите сделать ссылку на данный материал в научной работе, то Вам поможет Ссылка в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5–2008 (БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА: Общие требования и правила составления).
Звезды об авторском праве // Цивилистика – Интернет-портал о науке гражданского права: [сайт]. 2011. URL:http://civilista.ru/news.php?id=30 (дата обращения: 09.12.2011).