Главная О цивилистике Цивилисты Конференции Новости цивилистики
 

Главная / Новости цивилистики / Александр Маршал: «Произведения великого человека должны быть всеобщим достоянием»

Александр Маршал: «Произведения великого человека должны быть всеобщим достоянием»

В рамках проекта «Творчество глазами копирайта» мы продолжаем исследовать мнение представителей творчества по отдельным вопросам авторского права. На этот раз нашим собеседником стал Заслуженный артист России, певец, поэт и композитор Александр Витальевич Миньков (Маршал). За небольшое время, что длилось интервью (почти перед самым концертом) мы, к удивлению, успели обсудить почти все самые животрепещущие проблемы авторского права: распространение музыки в Интернете, сроки действия исключительных прав, а также взаимодействие с организациями по управлению исключительными правами.

Авторское право, на мой взгляд, наиболее увлекательная сфера цивилистики, ведь именно авторское право призвано обслуживать самую тонкую и духовную область человеческой жизни – творчество. Творчество во всех его проявлениях: от создания сайтов и компьютерных программ до написания песен и симфоний. Но вот беда, в этой части наше законодательство то ли отстало от реальной жизни, то ли ее перегнало. Если раньше все было ясно, пиратство воспринималось только в виде кассет, дисков, которые копировались и продавались без всякого вознаграждения исполнителю, правообладателю, то сейчас все чаще говорят об Интернет-пиратстве. Видео-хостинги, торренты, социальные сети – все это считается плодородной почвой для развития пиратства в Интернете. Да, конечно, в Интернете не редки случаи злостного нарушения исключительных прав, когда только что вышедший фильм, или альбом музыканта копируется и выкладывается в целях монетизации (это может быть плата за скачивание или заработок с помощью рекламы на таком сайте).

Но возьмем другую ситуацию, которую сплошь и рядом можно встретить на просторах Интернета: группа поклонников артиста, композитора, актера или другой творческой личности объединилась в сети и обменивается между собой записями, в том числе очень редкими, которые уже нигде и не купишь. Там же всегда можно найти записи телепередач, которые уже вряд ли когда-нибудь еще покажут по телевидению. Вот скажите, это тоже пиратство? Не с точки зрения действующего законодательства, там все понятно, возникает масса поводов для претензий со стороны правообладателей: звукозаписывающих компаний, телеканалов и т.д. Но вот с точки зрения этики тут так однозначно и не ответишь.

Александр Маршал для меня в этом отношении чем-то символичен… Когда-то, как уже кажется, очень давно, когда я еще не была юристом, а была обычным ребенком 13-14 лет, уже тогда просыпались правозащитнические инстинкты. Мне было обидно за любимых музыкантов, что их так беззастенчиво обворовывают пираты. Бывало даже, бранилась на продавцов в киосках, торговавших контрафактом, среди которого были и Парк Горького с Александром Маршалом. Тогда еще в ходу были кассеты, диски были большой роскошью (но все равно, на свою первую зарплату купила лицензионные Stare и Protivofazza, стоящие по тем временам немалых денег, где-то 200-300 рублей). Помимо борьбы с ветряными мельницами в виде чтения морали продавцам контрафакта, периодически также старалась подбить СМИ на освещение этих злободневных тем.

Сейчас многое изменилось, уже нет лотков с пиратской продукцией на рынке, все реже шумит пресса насчет конрафакта, Интернет вошел в массы, и ситуация настолько усложнилась, что мы, юристы, уже не можем так однозначно встать на защиту творческих деятелей и рубить головы направо и налево, закрывая все сайты, где есть нелегальный контент (а он есть, если хорошо копнуть, практически на каждом сайте). И то, что происходит, уже не укладывается в законодательные и теоретические правовые конструкции. Так какой курс должен взять процесс по совершенствованию гражданского законодательства в области регулирования авторских и смежных прав?

Как мне кажется, не только нам, юристам, это решать. Здесь мы обязательно должны послушать мнение самих представителей творческих профессий.

Конечно, нам интересно мнение далеко не всех, а только тех, кто внес существенный вклад в развитие культуры. Безусловно, таким человеком является Заслуженный артист России, певец и композитор Александр Маршал. Александр оказался очень интересным собеседником и поведал много ценного для исследования этого вопроса.

Начну с того вопроса, который всегда задаем в первую очередь всем представителям творчества. Как Вы относитесь к размещению Ваших записей в сети Интернет в некоммерческих целях, к примеру, в Вашей группе поклонников Вконтакте?

Отношусь очень положительно, потому как это не что иное, как продление жизни артиста. Понятно, что я имею в виду не физическую, а его творческую жизнь. Если кому-то это нравится, значит, я на правильном пути, значит, я недаром ем свой хлеб.

То есть Вы не считаете это нарушением своих прав, интересов?

Нет, от этого все равно никуда не денешься, это данность, от которой мы не можем избавиться. Я записываю пластинки и продаю их в различные компании. Они их выпускают, при этом я подписываю совершенно кабальные контракты, но все равно получаю за это какие-то деньги. Но все понимают, что как только моя пластинка попадет им в руки, и тут же, через небольшой отрезок времени она разойдется в Интернете. И они при этом могут уйти в убыток. Ну а куда деваться, это наша жизнь… Вот не было Интернета. Раньше и мобильных телефонов не было. А сейчас все это так быстро пришло в нашу жизнь.

Получается, что сейчас записи дисков практически не приносят деньги артистам, только концерты?

Ну да, я об этом и говорю. Слава Богу, у меня есть своя студия, где я могу записывать песни. Но все равно, я плачу музыкантам, плачу за выпуск пластинки. Но на деле получается, что работа эта очень неблагодарная. Но это не только у нас. Десять лет я прожил в Америке, и помню те времена, была такая компания Tower Records – знаменитая сеть магазинов, продававшая музыкальные диски. Так вот сейчас этот Tower Records закрыт. Потому что никто ничего не покупает. А зачем? Нажал кнопку и все есть. Нужен Оззи Осборн, нажал кнопку и скачал все его альбомы.

Может быть, придумать какие-то механизмы для исправления ситуации?

Ничего не придумаешь. Там существуют такие понятия как совесть. Человек не может скачать просто так, он лучше заплатит хотя бы 2-3 доллара за скачанную музыку. А мы нет, мы такие люди: будем скачивать mp3 плохого качества, зато ничего никому платить не надо. Нас никто не воспринимает как людей, которые трудятся. Рабочие завода «Серп и молот» – они да, трудятся. Или рабочие выпускают танки, хлеб пекут. А артисты – ну что, спел, подумаешь. А песни те же строители танков за столами поют.

Может быть это оттого, что у нас люди привыкли еще с советских времен, что искусство принадлежит народу?

Вот как раз в советское время такого не было. В советское время были авторские, причем очень серьезные. Такие композиторы как Юрий Антонов зарабатывали по 10-12 тыс. рублей в месяц. Но это ничто по сравнению с тем, что зарабатывали тогда на Западе. Когда узнали, что Пугачева продала почти миллиард пластинок, ее спросили в Швейцарии во время интервью: «Так вы мультимиллиардер?», а она ответила, что нет. И они все обалдели, как это так, ведь столько пластинок продала. Но все равно были авторские отчисления. Мы тогда были далеки от этого, потому что для этого надо было быть композитором. Тогда мы зарабатывали хорошие деньги с концертов.

На Ваш взгляд, оправдан ли такой большой срок действия исключительных прав на произведения – 70 лет с момента смерти автора, когда в этот срок с его произведениями ничего нельзя сделать без согласия его наследников? Яркий пример проблемы с большими сроками существования исключительных прав – фильм «Мастер и Маргарита» Юрия Кора, который пролежал на полке почти двадцать лет из-за споров с наследниками. Еще один пример злоупотребления исключительным правом приводил Даниил Крамер, когда наследники Гершвина устанавливали очень большую стоимость за использование его музыки.

Опять же, что с этим поделаешь… Я отношусь к этому отрицательно. Считаю, что произведения великого человека должны быть достоянием всех. Но если родственники так решили, что я могу сказать. Я сталкиваюсь с этим постоянно. У меня есть порядка десяти песен, которые я перепел: мировые роковые хиты Steve Miller Band, Supermax и многих других. Очистить права очень тяжело, особенно если ты спел это по-русски. Ты обязан прислать перевод, о чем ты поешь. И еще понравится ли автору. А если его еще нет в живых. Родственники, которые в этом вообще ничего не понимают, начинают гнуть пальцы. Ну а что здесь сделаешь… Наверное, так надо. Надо как-то терпеть. И родственники Чайковского в свое время были против некоторых вещей. Здесь надо выдохнуть спокойно и подходить к этому философски. Бороться с этим? С этим невозможно бороться, это установлено во всем мире. Хотелось бы, конечно… Я как-то спел одну очень известную песню, и композитор ее написавший, когда услышал, был категорически против: «Почему Вы ко мне не обратились?» - спросил он.

Хотя, я где-то наоборот за. Почему, потому что мы наконец-то начинаем об этом говорить, что наш труд, не только певцов, но и композиторов, поэтов, должен как-то цениться.

Как у Вас складываются взаимодействия с Российским авторским обществом? Выполняет ли оно свои задачи?

Одно время я там состоял, потом перешел в другую организацию. Сейчас подумываю опять перейти обратно. Бывали случаи, когда я получал в месяц довольно приличные деньги, когда мои песни много крутились по всей России. Но опять же, их невозможно проконтролировать. Вот вижу я, что пришло мне, к примеру, пять тысяч долларов. А на самом деле, может быть, должно было прийти двадцать пять. Я на эту тему не парюсь, я просто занимаюсь своим делом, не только музыкой, но еще кое-чем в этой жизни.

Спасибо Александру Витальевичу за столь содержательную беседу. Хорошей иллюстрацией к его словам, открывающим интервью, является то, что на его официальном сайте http://alexander-marshal.ru можно послушать почти все альбомы и посмотреть все клипы.

И опять же, интересное мнение и неоднозначное отношение к авторским и смежным правам… Каждый из наших собеседников рассказывает свои, по-своему уникальные истории, связанные с авторским правом. И будем надеется, что мнение творческих людей и их поклонников, а не только крупнейших правообладателей, будет в определенной мере учитываться в процессе совершенствования гражданского законодательства в части регулирования авторских и смежных прав.

Беседовала Юлия Вербицкая.
Фото: Ксения Лашкова.

 

Дата добавления: 26.03.2013

Если Вы хотите сделать ссылку на данный материал в научной работе, то Вам поможет Ссылка в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5–2008 (БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА: Общие требования и правила составления).

Александр Маршал: «Произведения великого человека должны быть всеобщим достоянием» // Цивилистика – Интернет-портал о науке гражданского права: [сайт]. 2013. URL:http://civilista.ru/news.php?id=45 (дата обращения: 26.03.2013).

 

 

 

 


Правовая газета Статус

Совершенствование гражданского законодательства



Обновление: 09.07.2015

 

УрО РШЧП

 

 


 

 

 

© 2014. Вербицкая Ю.О.

Rambler's Top100